ребенок -был сыт и одет, только тем, чтобы научить его как можно раньше читать и писать, озабочены его знаниями иностранных языков, мат ематики и других наук, стремятся к развитию в ребенке таланта музыканта, танцора, спортсмена, то такие родители забывают о главных задачах семейного воспитания. Подобное воспитание искусственно, так как основано на сомнительных педагогических идеях и страдает эгоистичностью и субъективизмом. в Причины кризиса семьи и семейного воспитания Каптерев был склонен видеть прежде всего в социальных противоречиях общества. Рыночные отношения вовлекли женщину в сферу общественного труда, сделали ее активным участником общественной жизни. Однако, считает Ка птерев, чем активнее женщина как работница, тем пассивнее она как матьвоспитательница. Это ведет к ослаблению семьи и ухудшению семейного воспитания. Социальные причины лежат вне педагогики и определяют независимые от педагогической общественности тенденции в эволюции семьи. Что же касается других причин, то их деформирующее воздействие, полагает Каптерев, может быть устранено или смягчено путем изменения характера семьи и ее уклада. В область семсйнобрачных отношений должны быть внесены научно обоснованные педагогические начала. Необходима широкая просветительская деятельность среди родителей. «В культурном обществе будут культурные семьи, а в культурных семьях хорошее культурное воспитание» (119, 23). Обновление семьи предполагает преодоление семейного эгоизма, проявления которого Каптерев видел в узости интересов, ограниченности потребностей, семейной круговой поруке, приземленности чувств и зат хлости нравов. «Из подобных семей выходят обыкновенно, так называемые хорошие семьяне и самые плохие граждане» (112, 36). 93 |
ства и других качеств, которые Формируются только сознательным и целенаправленным воспитанием. Подытоживая свой анализ, Н. В. Казмин заключал, что исторически в России не сложилась национальная система воспитания, "историческое прошлое русского народа не дало здоровых традиций воспитания" (168,3). Следовательно, кризис семейного воспитания имеет не только психологические, но прежде всего культурно-исторические и социальные истоки. Такую же точку зрения высказали некоторые участники Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию (30.12.1912 6.01.1913), отмечавшие, что мрачная картина народного семейного воспитания верна. Не может быть' иного воспитания у народа полунищего, безграмотного, лишенного прав и возможностей человеческого существования. Иной оказалась позиция П. Ф. Каптерева, высказанная им на съезде. Исходя из собственных концептуальных представлений, он не идеализировал крестьянское воспитание, поскольку в нем сконцентрировано не только лучшее из народной педагогики, но немало и от патриархального Домостроя. Вместе с тем П. Ф. Каптерев соглашался с теми, кто утверждал, что в России существует самостоятельная система семейного воспитания. Однако присутствует она не в каждой отдельной крестьянской семье, а в сочинениях Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, П. Ф. ЛесгаФта и других ученых, соединивших народную мудрость и национальную культуру с научной теорией. Такое воспитание отечественный педагог называл "естественным". В отличие от "искусственного", оно основывается на лучших традициях рационалистической русской педагогики, использующей прогрессивный опыт других народов, достижения мировой педагогической науки. Если же родители обеспокоены только тем, чтобы ребенок был сыт и одет, только тем, чтобы научить его как можно раньше читать и писать, озабочены его знаниями иностранных языков, математики и других наук, стремятся к развитию в ребенке таланта му-91 зыканта, танцора, спортсмена, то такие родители забывают о главных задачах семейного воспитания. Подобное воспитание искусственно, так как основано на сомнительных педагогических идеях и страдает эгоистичностью и субъективизмом. Причины кризиса семьи и семейного воспитания Каптерев был склонен видеть прежде всего в социальных противоречиях общества. Рыночные отношения вовлекли женщину в сферу общественного труда, сделали ее активным участником общественной жизни. Однако, считает Каптерев, чем активнее женщина как работница, тем пассивнее она как мать-воспитательница. Это ведет к ослаблению семьи и ухудшению семейного воспитания. Социальные причины лежат вне педагогики и определяют независимые от педагогической общественности тенденции в эволюции семьи. Что же касается других причин, то их деформирующее воздействие, полагает Каптерев, может быть устранено или смягчено путем изменения характера семьи и ее уклада. В область семейно-брачных отношений должны быть внесены научно обоснованные педагогические начала. Необходима широкая просветительская деятельность среди родителей. "В культурном обществе будут культурные семьи, а в культурных семьях хорошее культурное воспитание" (119,23). Обновление семьи предполагает преодоление семейного эгоизма, проявления которого Каптерев видел в узости интересов, ограниченности потребностей, семейной круговой поруке, приземленности чувств и затхлости нравов. "Из подобных семей выходят обыкновенно, так называемые хорошие семьяне и самые плохие граждане" (122, 36). В критике семейного эгоизма Каптерев не был одинок. С ним были солидарны представители "свободного воспитания". Однако их позиция сводилась не к гармонии интересов семьи и общества,а к преодолению индивидуального эгоизма и разобщенности членов семьи. Так, К. Н. Вентцель в основу новой семьи предлагал положить принцип -92 |