Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 95]

(141, 113).
В итоге, нормальная семья строится на началах свободы и абсолютного взаимного равенства между супругами.

Каптерев не был столь категоричным, хотя и
разделяя освободительный пафос теоретиков «свободного воспитания».
Его взгляды строились не на революционном романтизме, а
на концепции правового с остояния, где семья является институтом гражданского общества, осуществляющим воспитание личности как общественного существа.
Отсюда преодоление семейного эгоизма это преодоление социальной замкнут ости семьи, не позволявшей ей выступать перед обществом и государством суверенным субъектом права.
В традиционном обществе патриархальная семья живет собственной изолированной жизнью.

Поэтому семейное воспитание здесь носит характер домашнего сословноограниченного воспитания.
В гражданском обществе семья, получая политические, имущественные и юридические свободы, способна воспользоваться демократическими правами, в том числе и правом на образование и воспитание детей, основанном на сознательном личном выборе родителей.
Объективно, отношения в семье приобретают характер правовых, гражданских отношений, а воспитание становится общественным, социально направленным.
Именно такой смысл имела каптеревская критика традиционного для ру сской семьи эгоизма и субъективизма.
Не ограничиваясь социально-правовым аспектом, Каптерев значительное внимание уделял внутренним, нравственно -психологическим основам семьи.
Посвятив истории семьи, ее быту, психологии, характеру взаимоотношений в семье обстоятельное исследование «Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи» (1899), ученый пришел к выводу о весомой роли морально-психологических факторов благополучия семьи.
«Семейные чувствования»
эта та эмоциональнопсихологическая атмосфера в межчеловеческих отношениях, без которой настоящей семьи нет.
«Как скоро в семье какой-либо частный вид
семей95
[стр. 93]

-93равноправности и равной свободы детей и родителей.
''Естественным базисом семейного союза должна являться взаимная любовь и взаимное уважение друг друга, полная непринужденная потребность в духовном гармоническом слиянии друг с другом...
Семья должна стать свободным союзом детей и родителей в деле их взаимного духовного и нравственного совершенствования" (148,253).
Еще более радикальную точку зрения сформулировал П.
П.Блонский, соотносивший преобразование семьи с кардинальными социальными преобразованиями.
"Если обществу, действительно, удастся взглянуть на семью, как на общественную организацию, а на мать, как на общественную работницу; если общество будет спешить, в случае нужды, к самой разнообразной поддержке беспомощной матери; если создадутся благоприятные экономические условия,увеличивающие семейный заработок и делающие ненужными обществу обилие стольких, как ныне, рабочих рук; если введено будет медицинское освидетельствование и педагогическое испытание перед браком; если, добавим, народная школа будет готовить народ к семейной деятельности, а не отбиваться от нее, как это делает она сейчас со стародевичьим целомудрием и высокомерием,тогда, верим мы, организация семьи, как товарищеские работы родителей для блага семьи, станет прочной" (141,118-119).
Преобразование семьи, по мнению Блонского, должно идти в трех направлениях: "семья эгоистична ее надо напитать духом общественности; семья социально слаба ей надо дать общественную поддержку; семья разваливается ее надо организовать" (141,113).
В итоге, нормальная семья строится на началах свободы и абсолютного взаимного равенства между супругами
П.
Ф.
Каптерев не был столь категоричным, хотя и
разделял освободительный пафос теоретиков "свободного воспитания".
Его взгляды строились не на революционном романтизме, а
концепции правового состояния, где семья является институтом гражданского общества, осуществляющим воспитание личности как общественного су

[стр.,94]

щества.
Отсюда преодоление семейного эгоизма-это преодоление социальной замкнутости семьи, не позволявшей ей выступать перед обществом и государством суверенным субъектом права.
В традиционном обществе патриархальная семья живет собственной изолированной жизнью,
она не является частью государственного и национального целого.
Поэтому семейное воспитание здесь носит характер домашнего сословно-ограниченного воспитания.
В гражданском обществе семья, получая политические, имущественные и юридические свободы, способна воспользоваться демократическими правами, в том числе и правом на образование и воспитание детей, основанном на сознательном личном выборе родителей.
Объективно, отношения в семье приобретают характер правовых, гражданских отношений, а воспитание становится общественным, социально направленным.
Именно такой смысл имела каптеревская критика традиционного для русской семьи эгоизма и субъективизма.
Не ограничиваясь социально-правовым аспектом, Каптерев значительное внимание уделял внутренним, нравственно-психологическим основам семьи.
Посвятив истории семьи, ее быту, психологии, характеру взаимоотношений в семье обстоятельное исследование "Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи" (1899), ученый пришел к выводу о весомой роли морально-психологических Факторов благополучия семьи.
"Семейные чувствования"
это та эмоционально-психологическая атмосфера в межчеловеческих отношениях, без которой настоящей семьи нет.
"Какскоро в семье какой-либо частный вид
семейных чувствований очень слаб или совсем отсутствует, мы признаем семейный союз не вполне удавшимся, не достигшим своего полного расцвета" (94,114).
К нравственно-психологическим Факторам семьи Каптерев относил любовь супругов друг к другу, родительскую любовь к детям, "симпатические" родственные чувства между членами семьи.
Основу здоровой семьи образуют супружеские чувства и переживания, которые -94

[Back]