Проверяемый текст
Филановская Татьяна Александровна. Культурно-антропологическая концепция семейного воспитания П. Ф. Каптерева (Диссертация 1997)
[стр. 96]

ных чувствований очень слаб или совсем отсутствует, мы признаем с емейный союз не вполне удавшимся, не достигшим своего полного расцвета» (94, 114).
К нравственно-психологическим факторам семьи Каптерев относил любовь супругов друг к другу, родительскую любовь к детям, «симпат ические» родственные чувства между членами семьи.
Основу здоровой семьи образуют супружеские чувства и переживания, которые
по своей психологической природе более сложны, чем любовь.
«В супружеских чувствованиях некоторые нравственные и умственные свойства имеют больше значения, чем в любви, в них на первом плане не наслаждение, и не свобода, а взаимная зависимость супругов, обоюдные обязанности.
В них и экономический элемент, и влияние опыта имеют несравненно большее значение, чем в любви.
Любовь есть только первый момент су пружеских чувствований, их нижний слой, на котором лежит ряд позднейших напластований» (94, 139).
Без гармонии отношений между супругами, без гармонии женственности и мужественности нет супружеского счастья, прочной семьи, правильного и здорового семейного воспитания.
Женщина как воплощ ение женственности должна быть мягкой, кроткой, стыдливой, склонной к мирным занятиям и семейной деятельности.
Мужчина воплощает предприимчивость, отвагу, задор, способность к широкой деятельности.
Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать у детей качества, отвечающие такой психоэмоциональной структуре половых ролей.
Успешное воспитание детей зависит от того, какое место им отводится в семье, насколько органично они входят в ее моральнопсихологическую атмосферу.
А.
Н.
Острогорский писал об этом: «Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее этого интимнейшего из людских союзов и не заключали в себе ничего, что
96
[стр. 94]

щества.
Отсюда преодоление семейного эгоизма-это преодоление социальной замкнутости семьи, не позволявшей ей выступать перед обществом и государством суверенным субъектом права.
В традиционном обществе патриархальная семья живет собственной изолированной жизнью, она не является частью государственного и национального целого.
Поэтому семейное воспитание здесь носит характер домашнего сословно-ограниченного воспитания.
В гражданском обществе семья, получая политические, имущественные и юридические свободы, способна воспользоваться демократическими правами, в том числе и правом на образование и воспитание детей, основанном на сознательном личном выборе родителей.
Объективно, отношения в семье приобретают характер правовых, гражданских отношений, а воспитание становится общественным, социально направленным.
Именно такой смысл имела каптеревская критика традиционного для русской семьи эгоизма и субъективизма.
Не ограничиваясь социально-правовым аспектом, Каптерев значительное внимание уделял внутренним, нравственно-психологическим основам семьи.
Посвятив истории семьи, ее быту, психологии, характеру взаимоотношений в семье обстоятельное исследование "Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи" (1899), ученый пришел к выводу о весомой роли морально-психологических Факторов благополучия семьи.
"Семейные чувствования" это та эмоционально-психологическая атмосфера в межчеловеческих отношениях, без которой настоящей семьи нет.
"Какскоро в семье какой-либо частный вид семейных чувствований очень слаб или совсем отсутствует, мы признаем семейный союз не вполне удавшимся, не достигшим своего полного расцвета" (94,114).
К нравственно-психологическим Факторам семьи Каптерев относил любовь супругов друг к другу, родительскую любовь к детям, "симпатические" родственные чувства между членами семьи.
Основу здоровой семьи образуют супружеские чувства и переживания, которые
-94

[стр.,95]

-95по своей психологической природе более сложны, чем любовь.
"В супружеских чувствованиях некоторые нравственные и умственные свойства имеют больше значения, чем в любви, в них на первом плане не наслаждение, и не свобода, а взаимная зависимостьсупругов, обоюдные обязанности.
В них и экономический элемент, и влияние опыта имеют несравненно большее значение, чем в любви.
Любовь есть только первый момент супружеских чувствований, их нижний слой, на котором лежит ряд позднейших напластований" (94,139).
Без гармонии отношений между супругами, без гармонии женственности и мужественности нет супружеского счастья, прочной семьи, правильного и здорового семейного воспитания.
Женщина как воплощение женственности должна быть мягкой, кроткой, стыдливой, склонной к мирным занятиям и семейной деятельности.
Мужчина воплощает предприимчивость, отвагу, задор, способность кширокой деятельности.
Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать у детей качества, отвечающие такой психоэмоциональной структуре половых ролей.
Успешное воспитание детей зависит от того, какое место им отводится в семье, насколько органично они входят в ее моральнопсихологическую атмосферу.
А.Н.
Острогорский писал об этом: "Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее этого интимнейшего из людских союзов и не заключали в себе ничего, что
оскорбляло бы чувства детей.
Им одинаково нужны и дороги и отец, и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей" (204,22).
Доброжелательная обстановка в семье, внимание к индивидуальным особенностям детей, забота друг о друге, любовь, доброта, порядочность, правдивость, отсутствие ненависти и гнева, жестокости и злобы,все это нравственные ценности семьи, необходимые для воспитания детей.
"Окружающая атмосфера в годы первого детства,-по

[Back]