оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги и отец, и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уваж ение родителей» (204, 22). Доброжелательная обстановка в семье, внимание к индивидуальным особенностям детей, забота друг о друге, любовь, доброта, порядочность, правдивость, отсутствие ненависти и гнева, жестокости и злобы, все это нравственные ценности семьи, необходимые для воспитания детей. «Окружающая атмосфера в годы первого детства, полагала Л. И. Чулицка-Тихеева, это тот молот, который кует нервную систему и душевное настроение будущего человека. В спокойной, здоровой, полной любви и взаимного понимания атмосфере растут и крепнут здоровые детские нервы. И наоборот, самая здоровая от природы нервная система непоправимо расшатывается, если в годы первого детства, когда так жадно все воспринимает открывающаяся миру душа, ей приходится быть свидетельницей тяжелых семейных сцен и недоразумений» (260, 74). П. Ф. Каптерсв в полной мере разделял эти убеждения, также считая, что в нравственно-психологической среде семьи формируется характер и духовные качества личности, что семья влияет на всю последующую жизнь и судьбу человека. Одним из наиболее тревожных последствий процесса «социализации семьи» является, по мысли П. Ф. Каптерева, кризис социальной роли женщины как матери. * Проблема материнства обсуждалась в отечественной педагогической литературе конца XIX начала XX века в различных аспектах: социальном, историческом, психологическом, медицинском, собственно педагогическом. Как и многие представители прогрессивной педагогики (Е. Лозинский, Е. А. Михайлова, Л. И.Чулицкая-Тихеева), Каптсрев ставил решение задач материнства в контекст социальных проблем. Он был с огласен с теми учеными, кого беспокоило положение женщи ны-матери в обществе. «Судьбы материнства в современном обществе, писал Е. Ло97 |
-95по своей психологической природе более сложны, чем любовь. "В супружеских чувствованиях некоторые нравственные и умственные свойства имеют больше значения, чем в любви, в них на первом плане не наслаждение, и не свобода, а взаимная зависимостьсупругов, обоюдные обязанности. В них и экономический элемент, и влияние опыта имеют несравненно большее значение, чем в любви. Любовь есть только первый момент супружеских чувствований, их нижний слой, на котором лежит ряд позднейших напластований" (94,139). Без гармонии отношений между супругами, без гармонии женственности и мужественности нет супружеского счастья, прочной семьи, правильного и здорового семейного воспитания. Женщина как воплощение женственности должна быть мягкой, кроткой, стыдливой, склонной к мирным занятиям и семейной деятельности. Мужчина воплощает предприимчивость, отвагу, задор, способность кширокой деятельности. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать у детей качества, отвечающие такой психоэмоциональной структуре половых ролей. Успешное воспитание детей зависит от того, какое место им отводится в семье, насколько органично они входят в ее моральнопсихологическую атмосферу. А.Н. Острогорский писал об этом: "Чтобы семья могла быть признана нормальною, мало, чтобы в ней были налицо отец и мать; надо, чтобы и их взаимные отношения соответствовали идее этого интимнейшего из людских союзов и не заключали в себе ничего, что оскорбляло бы чувства детей. Им одинаково нужны и дороги и отец, и мать, и надо, чтобы они видели и чувствовали взаимную любовь и уважение родителей" (204,22). Доброжелательная обстановка в семье, внимание к индивидуальным особенностям детей, забота друг о друге, любовь, доброта, порядочность, правдивость, отсутствие ненависти и гнева, жестокости и злобы,все это нравственные ценности семьи, необходимые для воспитания детей. "Окружающая атмосфера в годы первого детства,-по Облагала Л.И.Чулицкая-Тихеева,это тот молот, который кует нервную систему и душевное настроение будущего человека. В спокойной, здоровой, полной любви и взаимного понимания атмосфере растут и крепнут здоровые детские нервы. И наоборот, самая здоровая от природы нервная система непоправимо расшатывается, если в годы первого детства, когда так жадно все воспринимает открывающаяся миру душа, ей приходится быть свидетельницей тяжелых семейных сцен и недоразумений" С260,74). П. Ф. Каптерев в полной мере разделял эти убеждения, также считая, что в нравственно-психологической среде семьи Формируется характер и духовные качества личности, что семья влияет на всю последующую жизнь и судьбу человека. Одним из наиболее тревожных последствий процесса "социализации семьи" является, по мысли П. Ф. Каптерева, кризис социальной роли женщины как матери. Проблема материнства обсуждалась в отечественной педагогической литературе конца Х1Х-начала XX века в различных аспектах: социальном, историческом, психологическом, медицинском, собственно педагогическом. Как и многие представители прогрессивной педагогики СЕ. Лозинский, Е. А. Михайлова, Л. И. Чулицкая-Тихеева), Каптерев ставил решение задач материнства в контекст социальных проблем. Он был согласен с теми учеными, кого беспокоило положение женщины-матери в обществе. "Судьбы материнства в современном обществе, -писал Е. Лозинский,-представляют собой печальную картину Физического и нравственного вырождения, всевозможных болезней, страданий и унижений" (192,92). Охрана материнства необходима не только семье и детям, но народу, обществу в целом. Права женщины вытекают из всеобщих прав человека, но права женщины как матери должны иметь особый статус, которым подчеркивалась бы ее значимость и положение в обществе. В этом случае материнство будет защищено юридическим, законодательным образом. О значительном внимании, которое П. Ф. Каптерев уделял психоло |