Проверяемый текст
Сагинова, Ольга Витальевна. Управление процессами глобализации образования в высшей школе России : теория, методология, практика (Диссертация 2006)
[стр. 44]

определенная опасность резкого снижения внимания к фундаментальным дисциплинам.
Необходимо отметить и тот факт, что несмотря на бурное развитие бизнес-образования в России, многие российские вузы до сих пор предвзято относятся к бизнес-школе как образовательной единице, считая ее неким средним профессиональным училищем.
Все вышесказанное говорит о важности и необходимости, во-первых, понимать существующие различия в подходах к высшему образованию, а вовторых, при сохранении национальной специфики все-таки использовать стандартные международные определения и подходы к образовательным программам и дисциплинам.
Нельзя не упомянуть и российскую тенденцию последних лет перенимать у западных вузов систему модульной организации обучения, которая предполагает, прежде всего, освоение одновременно лишь одной дисциплины, сдачу экзамена по ней и затем переход к другой.
Модули могут быть организованы параллельно, но их общее число обычно не превышает 3-5 в течение конкретного периода времени.
При такой системе обучения исчезает понятие сессии, поскольку контроль знаний осуществляется в конце каждого модуля, который может длиться от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
Модули могут группироваться в блоки по 6-8 недель, в конце которых проводятся экзамены по модулям данного блока
[121].
Обратим внимание на ситуацию на рынке учебной литературы.
На первый взгляд кажется, что рынок вроде бы насыщен и недостатка в учебной литературе нет.
Много переводных изданий, много и отечественных публикаций.
Но перед преподавателем вуза, выбирающим базовый учебник для своего курса, стоит трудная задача.
Переводные учебники привлекательны отработанностью теоретического материала, но даже при условии
качественного перевода приводимые в них примеры в большей части не применимы к условиям российского рынка, не знакомы и не понятны 44
[стр. 185]

опрошенных экспертов название MBA пользуется большим спросом на рынке, поэтому позиционирование программы как MBA является средством ее продвижения.
Отличия российских образовательных программ также очевидны в организации учебного процесса.
При стандартном графике учебного процесса студент в российском вузе осваивает одновременно по 12-15 разных дисциплин в течение полугола, а потом сдает весь объем материала по этим дисциплинам в течение 2-3 недель экзаменационной сессии.
Во многих американских и европейских вузах используется модульная система организации обучения, Модуль предполагает освоение одновременно лишь одной (или ограниченного числа) дисциплин, сдача экзамена и затем переход к другому модулю.
При такой системе обучения исчезает понятие сессии, поскольку контроль знаний осуществляется в конце каждого модуля, который может длиться от 2 3 недель до 2 3 месяцев.
Модули могут группироваться в блоки по 6 8 недель, в конце которых проводятся экзамены по модулям данного блока.

Чередовалие теоретического обучения и практической работы называют за рубежом "сэндвич курсом".
В России будущие медики тоже чередуют периоды теоретической подготовки с работой в клинике, будущие менеджеры гостиниц в процессе обучения работают и горничными, и официантами, и бухгалтерами, но будущие финансисты, маркетологи, управленцы как правило изучают свою профессию только по учебникам.
Глава в учебнике, озвученная преподавателем на лекции и повторенная на семинаре, к сожалению, остается основным приемом обучения не только в периферийных, но и в столичных вузах.
Объясняют это нехваткой преподавателей с опытом работы в реальном бизнесе, отсутствием учебников с кейсами и деловыми играми на российской тематике, нежеланием компаний брать на практику студентов и поручать им реальное дело.
Существенные отличия российского высшего образования от западных аналогов наблюдаются в организации итогового контроля.
Все формы итогового контроля в большинстве зарубежных вузов проводятся в виде письменных работ.
Использование письменных экзаменационных работ имеет несомненные преимущества: объективность и аргументированность оценки; включение в экзамен всех разделов данного курса, а не только любимых вопросов конкретного преподавателя; единые требования для всех студентов, независимо от их активности на семинарах и благорасположения к ним данного преподавателя.
Есть у этого метода контроля и определенные трудности, из-за которых далеко не все преподаватели с готовностью его используют.
Это существенные изначальные затраты времени и сил, которые требуются для разработки экзаменационных заданий, а также трудоемкий процесс их проверки.
Но, проделав эту работу однажды, преподаватель получает формат экзамена, который затем может легко обновляться и 185

[стр.,186]

перестраиваться.
Проведение экзамена становится простым техническим заданием, с которым может справиться любой преподаватель или представитель администрации.
Процесс проверки, как показывает практика, можно также облегчить, если разработать четкие критерии правильных ответов.
Это не только позволит выставить дифференцированные оценки, но и ясно объяснить студентам их ошибки и недоработки.
Существенной особенностью учебного процесса в российских вузах является высокий абсолютный показатель аудиторной нагрузки в неделю и значительная доля контактных часов в общем объеме часов на данную дисциплину.
Она составляет до 70%, а учитывая, что самостоятельная работа существует только в виде цифры часов и зачастую никак не организована, единственным средством обучения становится личная беседа преподавателя со студентами.
При такой системе показатель числа студентов на одного преподавателя, которым гордятся некоторые вузы, мало что значит.
Ведь, даже организовав индивидуальное обучение, его качество не повысится, если студент будет работать только в присутствии преподавателя.
Научить специалиста всему, что ему понадобится в будущем, невозможно, а при преобладании контактных часов у студентов не вырабатываются навыки самообразования, они не научаются учиться.
Иная организация учебного процесса требует свободного доступа студентов к источникам информации, увеличения компьютерного парка вуза, умения преподавателя не излагать написанное в учебнике, а ставить проблемные вопросы, консультировать отдельных студентов и группы, быть осведомленным обо всех новинках литерат>гры в своей области, иметь практический опыт в этой отрасли или привлекать специалистов из реального бизнеса.
Переход на такую организацию обучения требует психологической перестройки как студентов, так и преподавателей.
Зарубежные коллеги часто отмечают, как российские студенты боятся сделать ошибку, требуют подробных комментариев к заданию.
Стремление российских студентов получить высокий балл превращается в самоцель, когда над ними довлеет страх ошибиться и тем самым снизить вероятность получения высокой оценки.
Отдельно следует остановиться на том, по каким учебникам российские студенты учатся экономике и бизнесу.
С одной стороны, рынок насыщен и недостатка в учебной литературе нет.
Много переводных изданий, много и отечественных публикаций.
Но перед преподавателем вуза, выбирающим базовый учебник для своего курса, стоит трудная задача.
Переводные учебники привлекательны отработанностью теоретического материала, но даже при условии
грамотного перевода (что далеко не всегда встречается), приводимые в них примеры в большей части не применимы к условиям российского рынка, не знакомы и не понятны студентам.
Отечественные издания, за редким исключением либо 186

[Back]