Проверяемый текст
Меглинская, Людмила Владимировна. Формирование межкультурных ценностных ориентаций школьников в процессе обучения иностранному языку (Диссертация 2009)
[стр. 193]

193 ее носителя [142, 151].
То есть для поликультурного образования необходимо использовать воспитательный потенциал всех изучаемых дисциплин и акцентировать внимание студентов на разнообразии культурных моделей и практик, освоение которых содействует развитию их личности.
В.В.
Кочетков в своем исследовании обратил внимание на то обстоятельство, что изначально, в силу своей природы человек открыт культурному многообразию возможностей его духовного развития.
Он в состоянии усвоить любой язык, влиться в любую культуру, нацию, религию, общественный строй.
Легкость, с которой
люди усваивают социальные нормы одной культуры, переходит в способность действовать согласно нормам этой культуры.
Поэтому,
следует дать им возможность приобретать альтернативные нормы жизни, наряду с первично заложенными [60].
Такая оценка человеческого потенциала содействует формированию поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков.
За основу организации поликультурного образования взяты идеи Л.С.
Выготского и Т.И.
Беловой.
Согласно теории Л.С.
Выготского, развитие личности осуществляется в социальной ситуации развития, которая включает отношение к социальной среде, ведущий тип деятельности и ключевые новообразования личности
[90].
Он также считает, что развитие личности происходит посредством освоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Т.И.
Белова интерпретировала данную теорию применительно к построению развивающего дидактического пространства и использовала термин «образовательная ситуация».
Согласно
Т.И.
Беловой, построение образовательной ситуации требует учитывать контекст осуществления учебных и воспитательных взаимодействий, время их осуществления и характеристики
пространственных взаимоотношений, в которых данные взаимодействия реализовываются [12].
Идеи Л.С.
Выготского и Т.И.
Беловой, привели нас к выводу, что элементом организации поликультурного образования должна быть поликультурная образовательная ситуация, то есть сбалансированное влияние его структурных составляющих в процессе приобщения личности студента к культуре.
При по
[стр. 93]

93 Поведение освоение альтернативных поведенческих стратегий, овладение приемами вербального и невербального общения, приобретение опыта взаимодействия Отношение развитие толерантного отношения к проявлению культурных различий, положительное восприятие носителей иной культуры, нацеленность на взаимодействие с ними I • V * .
< V ' • ■ ‘ , • \ ': Г'.*; і.
.
‘ і Ічіг •г " .
Г ' ‘ Т* ( *.
* .
Ь *• г • 1 Л.
> ' I •Т I ^ 1 4 ± [ \ .
1* ' I Г * Г ' Г г ' Х ' ~1 и Ж ' • к 1? г* • •• *1 ¿ ¿ Г I ■ • т • 7 • • Л \ • г .
« • -■ ' ' Л Г .
, и і * ' • • 7 т V Л * * * ' * > '•-1 -г 4 Аи^..вбд 7 •> -Г'г.
4.
* і ■ / і 4 X?■:> * • .
к .
м ► * *.
•^ИV £ * \ *г ¡ Ж .
ї і « Л С( ^различение норм род-т ^ .
Ж щ $ i 4 и целевой культуосознаниеры, куль[принадлежноизучение языка ; культуры, ее >( Н И И 4I' > »♦ ж.
г , .
.
.
» , ■« • * ' .
і 1 « Г г *: і і .
‘ \і а р ^ * г ♦ > г * -Ь .#.
і ™ .
г V.
I1 * 1 I ..
4 .
1 » ‘ Ї • ‘ .
■ г • Рис.
1 Структура межкультурного образования Схема иллюстрирует, что отношение, знание и поведение являются взаимосвязанными компонентами единого процесса.
Обратим внимание, что данГ " # 4Нь“ ный процесс в нашем случае осуществим преимущественно в рамках учебновоспитательного процесса в школе, что выдвигает к нему определенные требования.
Мы разделяем точку зрения американских авторов, в частности Р.
Баро, Г.
Маркман, Р.
Хенви, которые считают, что роль школы состоит в развитии способности обучающихся рассматривать любую культуру с точки зрения ее носителя [376, 379].
То есть для межкультурного образования обучающихся необходимо использовать воспитательный потенциал всех изучаемых дисциплин и акцентировать внимание школьников на разнообразии культурных моделей и практик, освоение которых содействует развитию личности обучающихся.
і 1я и к і ,.Л, : 9 • * .
ш* \* ф * 1 ' і * '1 ' т т * -! ! ! X \ ;■, -Г ± Г 1и.
7 V 1 .
.
1 I' *ІТ * І * .
.
■<3 • 4 I < I , Д .
.
» V I і I / ' « V " > -ЦИкГг ■' V і 1 *» .г/.;

[стр.,94]

Значительное внимание воспитательному потенциалу учебновоспитательного процесса школы уделяется в исследовании H.H.
Ажмяковой, которая обратила внимание, что возможность приобщения к иным культурам аргументируется тем, что изначально, по своей природе, человек открыт культурному многообразию возможностей его духовного развития.
Он в состоянии усвоить любой язык, влиться в любую культуру, нацию, религию, общественный строй.
Легкость, с которой
ребенок усваивает социальные нормы одной культуры, переходит в способность действовать согласно нормам этой культуры.
Поэтому
детям следует дать возможность приобретать альтернативные нормы жизни, наряду с первично заложенными [8].
Все изложенное выше позволяет рассматривать межкулыпурное образование школьников, как развитие системы их отношений, знаний и поведения в процессе приобщения к иной культуре, направленное на формирование позитивного восприятия мира и развитие возможностей взаимодействия в глобальном поликулътурном контексте.
Такое понимание межкультурного образования, содействующего формированию межкультурных ценностных ориентаций школьников позволяет продолжить обозначенную в начале параграфа логику изложения и обратить внимание на организацию межкультурного образования.
За основу построения схемы организации межкультурного образования нами взяты идеи Л.С.
Выготского и Т.Н.
Беловой.
Согласно теории Л.С.
Выготского, развитие личности осуществляется в социальной ситуации развития, которая включает отношение к социальной среде, ведущий тип деятельности и ключевые новообразования личности
[70].
Он также считает, что развитие личности происходит посредством освоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Т.Н.
Белова интерпретировала данную теорию применительно к построению развивающего дидактического пространства и использовала термин «образовательная ситуация».
Согласно
Т.Н.
Беловой, построение образовательной ситуации требует учитывать контекст осуществления учебных и воспитательных взаимодействий, время их осуществления и характеристики
пространст94

[стр.,95]

венных взаимоотношений, в которых данные взаимодействия реализовываются [37].
Основываясь на идеях Л.С.
Выготского и Т.И.
Беловой, мы считаем, что элементом организации межкультурного образования является межкультурная образовательная ситуация, то есть сбалансированное влияние его структурных составляющих в процессе приобщения личности к культуре.
При построении схемы межкультурной образовательной ситуации мы будем учитывать структуру исследуемого процесса, контекст его осуществления и возникающие в процессе осуществления взаимоотношения.
Схематически это может быть отражено таким образом (рис,2).
Из схемы следует, что процесс приобщения к культуре сопровождается социализацией обучающегося в обществе.
То есть школьник присваивает определенный культурный опыт, достижения культуры, формы и способы взаимодействия и тем самым формирует социальные качества, позволяющие ему выстраивать конструктивные отношения как внутри своей социокультурной группы, так и на межкультурном уровне.
Данный процесс обеспечивается приобщением школьников к изучаемой культуре посредством целенаправленно создаваемой микросреды целевой культуры.
С одной стороны, она является искусственной, специально созданной учителем.
С другой стороны, благодаря аутентичной языковой страноведческой и культуроведческой информации она является действительным продуктом культуры и опосредует взаимодействие субъектов в ней.
Наличие дидактического и развивающего контекстов в изображенной ситуации фактически означает процесс формирования активной личностной позиции в отношении иной культуры, поскольку обеспечивает языковую подготовку, без которой невозможно как приобщение к культуре так, и развитие личностных качеств, стимулирующих социальную направленность обучающихся.
95

[Back]