14 фактически оторвала Европу от ее м ноговекового гуманистического наследия. Главное же заклю чается в том, что она варварски бедна ценностями и смыслами. В -третьих, в год от года увеличиваю щ емся отставании образования от на\ки. Это одно из самых парадоксальных последствий взаимодействия кризиса образования и кризиса цивилизации. Ведь известно, что соврем енное образование продукт П росвещ ения, оно выросло из выдаю щ ихся откры тий первой фазы научной револю ции. Н о если наука к XX веку кардинально переменилась, признав множ ественность истины, увидев случайность в необходимости и необходимость в случайности, соединивш ись с промы ш ленностью , отказавш ись от универсальны х притязаний и обративш ись к этическим исканиям, то система ш кольных дисциплин засты ла в ш орах картины мира XIX века, авторитет школ и университетов, тяга к знаниям, интерес к учению падаю т во всем мире, называю щ ем себя цивилизованным . В от здесь, в этом заниж ении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальны х проблем наш их дней. Гобственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальны х кризисов соврем енности. А предзаданность. предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования. Что же может служить разреш ению такого острого кризиса? О твет на этот вопрос мож ет содерж аться в глубоком осм ыслении данной проблем ы. Восприятие системы образования, как целостного процесса, воссоздаю щ его картину «общ его мира» во всем его м ногообразии, слож ности и противоречии, именно такой подход представляется сейчас единственно целесообразным и отвечаю щ им запросам времени. П оследствием данного кризисного процесса становится появление категории молодых лю дей, для которых выход из создавш ейся ситуации не |
ощутимую часть начинающих самостоятельную жизнь членов процветающих сообществ на маргинальное существование и девиантное поведение. Решение этой проблемы, если не считать таковым прямое насилие над личиостыо, пока не найдено. Во вторых, в нарастании разрыва между образованием и культурой. Отсюда еще один феномен становление молодежной субкультуры, где все регуляторы поведения сведены до релаксации. Эта убогая культура, при нередкой усложненности технического исполнения и вычурности форм, уже фактически оторвала Европу от се многовекового гуманистического. наследия, Главное же заключается в том, что она варварски бедна ценностями и смыслами. В-третьих, год от года увеличивающимся отставанием образования от науки. Это одно из самых парадоксальных последствий взаимодействия кризиса школы и кризиса цивилизации. Ведь известно, что современное образование продукт Просвещения, оно выросло из выдающихся открытий первой фазы научной революции. Но если наука к XX Е^еку кардинально переменилась, признав множественноеть истины, унидев случайность в необходимости и необходимость в случайности, соединившись е промышленностью^ отказавшись от универсальных притязаний и обратившись к этическим, исканиям, то система школьных дисциплин застыла в шорах картины мира XIX века, авторитет школ и университетов, тяга к знаниям, интерес к учению падают во всем мире, называющем себя цивилизованным. Вот здесь, в этом занижении человеческого в человеке, по-видимому, кроется самый главный источник всех глобальных проблем наших дней. Собственно говоря, кризис человека есть причина и следствие всех остальных кризисов современности. А предзадаппоеть, предопределенность этого кризиса во многом определяется кризисом системы образования. 33 Что же может служить разрешению такого острого кризиса? Ответ на этот вопрос может содержаться в глубоком осмыслении данной проблемы. Восприятие системы образования, как целостного процесса, воссоздающего картину «общего мира» во всем его многообразии, сложности и противоречии, именно такой подход представляется сейчас единственно целесообразным и отвечающим запросам времени. То, по каким нравственным и правовым законам будет развиваться общество в будущем, определяется теми ценностями, которые сегодня формируются у молодежи. Мы полагаем, что только реализация идей гуманистической педагогики и психологии, направленные на «пробуждение» в личности ее нравственных, творческих начал, способна реально оказать влияние на то, в каком обществе мы будем жить, насколько человек сможет раскрыть себя как личность в социальной и профессиональной сфере. Ведущим понятием в гуманистическом подходе является самооценка,' на основании которой у каждого человека формируется система «Я». С целью определения роли самооценки в процессе реализации личностного подхода к студенту, обратимся к анализу проблемы становления «Я-концепции» личности. Зрелая, развития система Я ограничена так называемым глобальным Я ( 29,33,80). Глобальное Я можно назвать отражением внутренней стороны личности. Это центр личности, он представляет душевные процессы, состояния, чувства, желания, цели и т.д. Глобальное Я включает все познавательные, эмоциональные, волевые функции и одновременно имеет свой образ мира, а также образ себя и самопонимание. Образ себя (Я), самопонимание также, как и образ мира результат познавательной] практической и творческой деятельности человека. Структуру глобального Я можно представить как процессуальное Я., структурное Я, образ мира и понимание его. Все составляющие глобального Я функционально взаимосвязаны. Обратимся к анализу составляющих Я концепции. |