Проверяемый текст
Подбуженкова, Елена Викторовна. Педагогические условия формирования творческой активности студентов в учебно-воспитательном процессе (Диссертация 2001)
[стр. 49]

неполноценности, которое иногда оказывается сильнее позитивного взгляда на себя.
С труктурное Я включает не только
слож ное соединение осей, создаю щ их целостный образ себя и самопонимание, к каж дой оси ещ е «подтягиваю тся» и более или менее диф ф еренцированны е чувства.
Н апример, стабильная прочная ось «Я есть» связана с чувством здоровья, уверенности, силы, доверия к себе.

А угроза собственном у автономному сущ ествованию ведет к состоянию страха, тревоги, волнения или подавленности.
К оси «Я умею , я познаю », когда студенту удается эф ф ективно и успеш но проявить себя в разны х видах деятельности, подсоединяю тся чувства гордости, могущ ества, силы.
К огда же такое
еам опроявление не удается, возникаю т чувства подавленности, тоски и ярости.
В соответствии с такими чувствами человек в течение ж изни создает определенны е относительно стабильны е представления о себе, в целом о своей особе.
Эти чувства относятся к той или другой, к больш ей или меньш ей части глобального Я, или же к глобальному Я в целом.
В результате возникает высокое или, наоборот, низкое сам осознание или самоуваж ение.
В наш ей работе
чащ е используется категория «самоуваж ение» и, считаем важным, отличать самоуваж ение от самооценки.
Под сам оуваж ением мы
понимаем целостное относительно постоянное чувственное отнош ение к себе, к своим душ евным процессам, особенностям , к своей \м ел о сти , то есть это отнош ение к общ ему (глобальному) Я.
П од самооценкой понимается чувственно окраш енное отнош ение к себе в
разны х конкретны х ситуациях и разны х видах деятельности.
С ам ооценка м ож ет измениться после только что достигнутого успеха или постигш ей неудачи, то есть она м ож ет меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоуваж ение остается относительно постоянны м и синтезирует м ного прош лых и настоящ их сам
ооценочны х м оментов.
С амоуваж ение в онтогенезе строится из отдельны х конкретны х сам ооценок и оценок индивида другими лю дьми.
Зачатки самоуваж ения
[стр. 37]

ях и переживаниях, имеющих к ней отношение.
Вокруг нее (или на ней) эти впечатления и переживания ассоциативно связаны или, можно сказать, они создают глобальное ощущение или впечатление от какого-то опыта.
Например, ось «Я умею, я познаю» объединяет имевшие место в разное время ситуации и виды деятельности, в которых учащийся чувствовал себя умелым, знающим или же, наоборот, неумелым, не добившимся успеха.
О некоторых моментах успеха или неуспеха он вспоминает, иные же моменты создают цельное впечатление о себе как об умелом, знающем, преуспевающем.
Такие переживания бывают ограничены определенными областями деятельности, в других видах деятельности человек может испытывать болезненное чувство неполноценности, которое иногда оказывается сильнее позитивного взгляда на себя.
Структурное Я включает не тол
г,ко сложное соединение осей, создающих целостный образ себя и самопонимание, к каждой оси еще «подтягиваются» и более или менее дифференцированные чувства.
Например, стабильная прочная ось «Я есть» связана с чувством здоровья, уверенности, силы, доверия к себе.

Л угроза собственному автономному существованию ведет к состоянию страха, тревоги, волнения или подавленности.
К оси «Я умею, я познаю», когда студенту удается эффективно и успешно проявить себя в разных видах деятельности, подсоединяются чувства гордости, могущества, силы.
Когда же такое
самопроявление не удается, возникают чувства подавленности, тоски й ярости.
В соответствии с такими чувствами человек в течение жизни создает определенные относительно стабильные представления о себе, в целом о своей особе.
Эти чувства относятся к той или другой, к большей или меньшей части глобального Я, или же к глобальному Я в целом.
В результате возникает высокое или, наоборот, низкое самосознание или самоуважение.
В нашей работе
используется категория «самоуважение» и считаем важным отметить отличие самоуважение от самооценки.
Под самоуважением мы


[стр.,38]

понимаем целостное относительно постоянное чувственное отношение к себе, к своим душевным процессам, особенностям, к своей умелости, то есть это отношение к общему (глобальному) Я.
Под самооценкой понимается чувственно окрашенное отношение к себе в
репных конкретных ситуациях и разных видах деятельности.
Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, то есть она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоуважение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооцепочиых
моментов.
Самоуважение в онтогенезе строится из отдельных конкретных самооценок и оценок индивида другими людьми.
Зачатки самоуважения
можно наблюдать уже у детей двух трех лет.
В первые годы жизни оно сильно зависит от внешних оценок, самооценки и конкретных успехов в том или ином виде деятельности.
В течение онтогенеза развивается определенная автономия самоуважения, уменьшается его зависимость от отдельных успехов или неудач и от конкретных самооценок в разных областях жизни и человеческой деятельности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок защищает самоуважение от конкретной неудачи, например в рисовании.
Нели ему рисунок не удался (переживание, относящееся к оси «>1 умею, я познаю»), он скажет воспитателям или родителям, что у него не получилось, и попробует нарисовать снова.
Он сохрани)’ положительное самоуважение, даже если у него опять не получится, потому что он еще маленький.
Досада от неудачи — это защита угрожаемому самоуважению.
Сохранение положительного самоуважения, вопреки собственным изъянам и недостаткам, — составная часть процесса, оберегающего целостность личности и обеспечивающего нужное регулирование деятельности и отношения к ней, а также хорошую адаптацию к общественной среде.
Положительное самоуважение по предпосылка спаянности глобального Я, его проживания без серьезных нарушении.
Сцепленное, спаянное глобальное Я сумеет спланировать и организовать деятельность,

[Back]