значим ость в собственных глазах (наруш ение оси «Я есть» или даж е осей «Я умею , я познаю », «Я хочу» или наруш ение половой идентиф икации), ем у не за что в жизни зацепиться, не удается сформулировать цель, ем у безразличны собственные желания. П роисходит распад глобального Я. Н амеченны е виды деятельности не даю тся с первых же ш агов, у системы Я или вообщ е нет программы. или <ма наруш ена какими-то неблагоприятны ми обстоятельствами (болезнь, обида, распад семьи, неудачи в учебе). Так назы ваемы е ю нош еские кризисы, которые, согласно некоторы м концепциям , считаю тся неизбеж ной ) фазой развития, вовсе не обязательны или же могут проходить довольно мирно. Там, где личность ребенка, вклю чая глобальное Я. в предыдущ ие периоды развивалась преимущ ественно гарм онично, там и пора созревания пройдет остаточно спокойно, несм отря на изм енения в развитии. О писы ваемы й период в жизни человека характеризуется больш ими изменениями в мыш лении. Заметно развивается способность связы вать критические раздумья о себе с наблю дениями над окруж аю щ им миром, начинает проявляться сомнение. М олодой человек словно испы ты вает себя, чтобы научиться наи.ч\чш им образом реализовать индивидуальность в постоянно услож няю щ ихся явлениях мира. О порными точкам и Я становятся товарищ и, группа сверстников в худш ем случае ком пания с общ ественно нежелательной программой. Н ормально развиваю щ ееся глобальное Я создает новую совокупность целей, вклю чаю щ их и отдаленное будущ ее. М олодой человек «обж ивает внутри себя» и досоздает систему ценностей, отнош ений и моральных правил, которые рег\.т.:рую т его деятельность и влияю т на составление программы. О чевилно. что у юнош и м ировоззрение гораздо глубже разработано, чем у ш кольника. В озрастает его интерес к теоретическим вопросам, связанны м с человеком и окруж аю щ им миром. В месте с тем усиливается и независимая активная деятельность, направленная на |
4 рссскж.>** ГО С У Я -;>-\пто!Ш С 2 внутреннее движение и реакцию социального окружения. Изменения, происходящие в период созревания и структурном Я, могут стать угрозой для его целостности и устойчивости, главным образом для взаимодействия отдельных осей. Систему Я иногда поражает гак называемая диффузная идентификация. Она выражается в том, что молодой человек теряет значимость в собственных глазах (нарушение оси «Я есть» или даже осей «Я умею, я познаю», «Я хочу» или нарушение половой идентификации), ему не за что в жизни зацепиться, не удается сформулировать цель, ему безразличны собственные желания. Происходит распад глобального Я. Намеченные виды деятельности не даются с первых же шагов, у системы Я или вообще пег программы, или она нарушена какими-то неблагоприятными обстоятельствами (болезнь, обида, распад семьи, неудачи в учебе). Так называемые юношеские кризисы, которые, согласно некоторым концепциям, считаются неизбежной ).фазой развития, вовсе не обязательны или же могут проходить довольно мирно. Там, где личность молодого человека, включая глобальное Я, в предыдущие периоды развивалась преимущественно гармонично, там и пора созревания пройдет остаточно спокойно, несмотря на * изменения в развитии. Описываемый период в жизни человека характеризуется большими’ изменениями в мышлении. Заметно развивается способность связывать критические раздумья о себе е наблюдениями над окружающим миром, начинает проявляться сомнение. Молодой человек словно испытывает себя, чтобы научиться наилучшим образом реализовать индивидуальность в постоянно усложняющихся явлениях мира. Опорными точками Я становятся товарищи, группа сверстников в худшем случае компания с общественно нежелательной 11ро\ раммой. Нормально развивающееся глобальное Я создает новую совокупность целей, включающих и отдаленное будущее. Молодой человек «обживает внутри себя» и досоздает систему ценностей, отношений и моральных г * 42 правил, которые регулируют его деятельность и влияют на составление программы. Очевидно, что у юноши мировоззрение гораздо глубже разработано, чем у школьника. Возрастаем его интерес к теоретическим вопросам, связанным с человеком и окружающим миром. Вместе с тем усиливается и независимая активная деятельность, направленная на выяснение собственных взглядов и индивидуального личностного отношения к жизненным вопросам, проблемам и явлениям. Работы, исследовавшие самопонимание в юности, свидетельствуют, что позитивное самопонимание в школьные годы не претерпевает в период созревания заметных революционных перемен. Обычно наблюдается определенное несоответствие между реальным и идеальным образом себя (идеальным Я), что способствует прогрессу в мышлении: оно становится более критичным по отношению к себе. Большое влияние па целостный образ себя, на самопонимание, а также на самоуважение имеет среда, в которой находится молодой человек. Подавление его самоуважения, или, напротив, ненормально высокая оценка ведут к нарушению способности общественной1 приспособляемости. Однако обратимся к тому, каким образом учебно-воспитательный процесс оказывает влияние на формирование всей системы Я и каким образом преподаватель способен ее оценивать и корректировать. В учебно-воспитательной работе взаимодействуют все оси системы Я. С одной стороны, образ себя и самопонимание —это непременный результат такой работы, с другой — структурное Я определяет саму возможность ее продолжения. Как у преподавателя, так и у обучаемых значительную роль играет ось «Я умею, я познаю». Педагог на том или ином уровне владеет профессиональным мастерством, и к тому же у него есть субъективное' представление (образ себя) о том, как «он умеет и познает». Точно так же и |