Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 103]

позволяет учащимся почувствовать состояние гармонии с миром природы, поскольку при составлении композиции должна быть «понята душа растения», постигнуты его красота, характер и нюансы витальных проявлений.
Осваивая икебану, учащиеся выражают свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысловыми знаками.
Углубление эстетического освоения природы происходит также с помощью различных видов декоративно-прикладного искусства: орнамент, вышивка, керамика и т.
д.

Биогеоценотивеский вид экологического мониторинга рекомендован для старших подростков (8-9 классы).
Данный вид мониторинга обладает более высоким уровнем системной организации.
Биогеоценоз
представляет собой совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений, таких как атмосферы, горные породы, почвы, гидрологических условий растительности, животного мира и мира микроорганизмов [31].
Эта совокупность имеет свою особую специфику взаимодействия слагающих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы.
Она представляет собой противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении и развитии.
Задачей данного уровня мониторинга является изучение изменений в структуре и функционировании экосистем в соотношении основных трофических групп, биологическом разнообразии, причинах изменения численности популяций и др.
На этом уровне целесообразно изучение как элементов экосистемы, так и комплексное наблюдение за характером ее целостного существования.
Объектами мониторинга могут быть водоем, лес, агроценоз, урбоэкосистема, почва, поскольку учащиеся
в рамках реализации образовательных проектов осваивают теоретические знания по почвоведению, гидробиологии и др.
Следует отметить, что значительное место в системе наблюдений учащихся занимают полевые практикумы.
Поэтому, кроме мониторинга ближайшего социоприродного окружения, возникает необходимость проведения экологических экспедиций по комплексному изучению экосистем региона.
При гармоничном сочетании учебных занятий в учреждении и полевых исследований происходит
соедине103
[стр. 184]

183 нии с миром природы, поскольку при составлении композиции должна быть «понята душа растения», постигнуты его красота, характер и нюансы витальных проявлений.
Осваивая икебану, учащиеся выражают свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысловыми знаками.
Углубление эстетического освоения природы происходит также с помощью различных видов декоративно-прикладного искусства: орнамент, вышивка, керамика и т.д.

Биогеоценотический вид экологического мониторинга рекомендован для старших подростков (8-9 классы).
Данный вид мониторинга обладает более высоким уровнем системной организации.
Биогеоценоз,
по В.И.
Сукачеву, представляет совокупность на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлении, таких как атмосферы, горные породы, почвы, гидрологических условий растительности, животного мира и мира м икроорганизмов [226].
Эта совокупность имеет свою особую специфику взаимодействия слагающих компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией между собой и другими явлениями природы.
Она представляет собой противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении и развитии.
Задачей данного уровня мониторинга является изучение изменений в структуре и функционировании экосистем в соотношении основных трофических групп, биологическом разнообразии, причинах изменения численности популяций и др.
На этом уровне целесообразно изучение как элементов экосистемы, так и комплексное наблюдение за характером ее целостного существования.
Объектами мониторинга могут быть водоем, лес, агроценоз, урбоэкосистема, почва, поскольку учащиеся
очно-заочной экологической ш колы в рамках реализации ее образовательного проекта осваивают теоретические знания по почвоведению, гидробиологии и др.


[стр.,185]

184 Следует отметить, что значительное место в системе наблюдений учащихся занимают полевые практикумы.
Поэтому кроме мониторинга ближайшего социоприродного окружения возникает необходимость проведения экологических экспедиций по комплексному изучению экосистем региона.
При гармоничном сочетании учебных занятий в учреждении и полевых исследований происходит
соединение теории и практики, что обеспечивает эффективность освоения социокультурного опыта.
Культурологический компонент в этом виде мониторинга связан с художественным восприятием образов природы.
Важно, чтобы в процессе общения с окружающим миром подросток научился постигать художественные образы природы через цвет, форму, движение.
Эстетическому освоению мира природы способствует изобразительное творчество детей.
В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или растения органично постигаются цветовые сочетания, формы, пропорции, размеры, симметрия и т.
д.
Изображение природных объектов актуализирует ассоциации, побуждает размышления о гармонии, совершенстве мира природы, о его хрупкости и уязвимости.
Художественная фотография также способствует эстетическому восприятию мира природы.
Сравненителъно с рисованием, фотографирование более динамичный способ, позволяющий оперативно запечатлевать интересные моменты в жизни природы, в том числе в аспекте красоты.
Пейзажная лирика в сочетании с живописью и красками природы помогает отражать впечатления в творческих работах, образном слове, что гуманитарно обогащает естественнонаучные наблюдения учащихся в экосистеме.
Важное значение имеет также обучение учащихся форморазличению в природе: легкости и массивности; пластичности и углова

[Back]