Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 41]

41 (___...
..
J гогики, выделили в содержании современного образования в качестве наиболее соответствующих реалиям сегодняшнего дня такие ценности, как мир, экологически чистая окружающая среда, сотрудничество живущих на Земле людей [93].
Бетти Риордан (США) утверждает, что «экологический подход в педагогике предполагает системный взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в мире»
[цит.
по 372].
Обозначенный образовательный принцип основывается на «холизме» (термин ассоциируется со словами «holy» священный и «whole» целый).
Согласно
идей американского ученого, холизм как мировоззрение преимущественно подразумевает планетарный контекст, то есть понимание любой проблематики с учетом ее возможного воздействия на все сущее.
Развивая идею экологического подхода в педагогике, автор обосновывает применение особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет «равновесие» или «гармония в целостности».
«Именно это фундаментальное экологическое понятие отражает
современные представления о том идеале, к осуществлению которого стремятся педагоги, об оптимальном варианте отношений между людьми, между человеком и природой» [209].
Позиции участников вышеназванного международного проекта
созвучны подходы отечественных ученых.
Так, С.Н.
Глазачев отмечает, что на смену репродуктивному образованию приходит творческое
овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему.
Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения последних в контекст культуры
[76, с.
68-69].
Особый интерес представляют результаты исследования лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школ РАО (А.Н.
Захлебный, И.Д.
Зверев, И.Т.
Суравегина,
Л.П.
Симонова-Салеева и др.), раскрывающие взаимозависимость процессов познания природы и взаимодействия с ней в плоскости экологического императива.
Ученые подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами образовательного заведения, отмечают важность расширения контактов с окружаю
[стр. 38]

38 дивида необходимо учитывать всю сумму воздействующих на него * факторов.
Данная точка зрения актуальна и для развития экологической культуры учащихся в современных условиях.
Участники международного проекта «Перспективы воспитания в духе экологии и сотрудничества» (1988), разрабаты вая основы экологической педагогики, выделили в содержании современного образования в качестве наиболее соответствующих реалиям сегодняшнего дня такие ценности, как мир.
экологически чистая окружающая среда, сотрудничество живущих на Земле людей
[207].
Бетти Риордан (СШ А) утверждает, что «экологический подход в педагогике предполагает системный взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в мире»
[207, с.39].
Обозначенный образовательный принцип основывается на «холизме» (термин ассоциируется со словами «holy» священный и «whole» целый).
Согласно
американскому ученому, холизм как мировоззрение пре* имущественно подразумевает планетарный контекст, то есть понимание любой проблематики с учетом ее возможного воздействия на все сущее.
Развивая идею экологического подхода в педагогике, автор обосновывает применение особой системы понятий и в ряду самых важных из них называет «равновесие» или «гармония в целостности».
«Именно это фундаментальное экологическое понятие отражает
наши представления о том идеале, к осуществлению которого стремятся педагоги, об оптимальном варианте отношений между людьми, между человеком и природой.
Мы считаем желанной целью всестороннюю гармонизацию отношений в рамках целостной системы» [207, с.40].
Позиции участников вышеназванного международного проекта
Ф созвучны подходы отечественных ученых.
Так, С.Н, Глазачев отмечает, что на смену репродуктивному образованию приходит твор


[стр.,39]

39 ческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему.
Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения последних в контекст культуры
[69, с.9].
Особый интерес представляют результаты исследования лаборатории экологического образования Института общ еобразовательных школ РАО (А.Н.
Захлебный, И,Д.
Зверев, И,Т.
Суравегина,
А.П.
Симонова-Салеева и др.), раскрывающие взаимозависимость процессов познания природы и взаимодействия с ней в плоскости экологического императива, Ученые подчеркивают значимость учебной и связанной с ней трудовой деятельности за пределами образовательного заведения, отмечают важность расширения контактов с окружающим
миром для осознания учащимися своей роли в качестве ответственных участников процесса улучшения социоприродного окружения.
Это обуславливает, на наш взгляд, вывод о необходимости достижения единства теоретической и практической сторон познания мира учащимися.
Разработанная JI.B.
Тарасовым модель «Экология и диалектика» отражает эколого-развивающее обучение, содержание которого осмысливается с точки зрения экологического императива1 , человек часть природы; он либо погибнет вместе с ней, либо отыщет пути дальнейшей совместной эволюции.
Автор придает большое значение нравственному аспекту экологического воспитания, гуманизации общества, моральным ценностям, духовному развитию личности [286].
Концепция экопсихологии детства разрабатывается С.Д.
Дерябо, В.А.
Ясвиным.
По утверждению авторов, под экологией детства, в самом общем виде, следует понимать заботу о сохранении в детях

[Back]