Проверяемый текст
Тавстуха, Ольга Григорьевна; Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования (Диссертация 2001)
[стр. 82]

определяющих направленность личности.
Критериями развития экологической культуры являются характерные особенности деятельности и поведения человека в социоприродной среде.
Процесс формирования экологической культуры личности, изучение его динамики и условий протекания есть предмет исследования педагогики и психологии.
Ядром экологической культуры является экогуманистическое мировоззрение система взглядов личности на объективный мир, основанная
на целостном представлении о нем.
Природоцентрический и экоцентрический подходы к миру составляет его основу.
Экогуманистическое мировоззрение включает ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и требования экологического и нравственного императивов, ответственность индивида за сохранение благоприятной
социоприроднои среды.
Экогуманистическое мировоззрение это интерференция объективного знания о мире и субъективно воспринимаемого, личностно значимого его образа, которая позволяет дополнить знание отношением к нему и помочь личности самоопределиться в деятельности.
По характеру формирования можно выделить три уровня экогуманистического мировоззрения эмпирический, теоретический и методологический.
Эмпирический или жизненно-практический уровень это скорее миропонимание, базирующееся на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включающее в себя национальные и культурные традиции, религиозные верования и эзотерические представления, а также такие «ненаучные» знания, которые постигаются через мифологию, мистику, искусство, религию, практический опыт.
Теоретический уровень базируется на научном понимании окружающего мира, изучении и осознании глубоких взаимосвязей всех процессов и явлений
[76].
Его основу составляют идеи системности мира, экоразвития, коэволюции и природоцентризма, научно обосновывающие природосообразность поведения и деятельности.
В системе дополнительного образования можно говорить,
82
[стр. 68]

68 стве, мифологии, верованиях, традициях, обычаях и обрядах народов мира.
Рассматривая понятие экологической культуры , необходимо выделить две ее грани: 1.
Экологическая культура как общенаучная категория, характеризующая специфику взаимодействия человека, общества и природы в разные исторические эпохи, является предметом исследования философии.
Ее содержание может быть раскрыто через систему таких философских понятий, как общественное экологическое мышление, общечеловеческие гуманистические идеи, ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, о б щечеловеческие нормы и правила.
Определение «экологическая» трактуется как взаимодействие человечества и природы, обеспечивающее их взаимосвязанное устойчивое (неразрушимое) развитие, в условиях которого деятельность и поведение отдельного человека (и всего человечества) подстраивается к природным процессам и осуществляется в рамках, дозволенных экологическим и нравственным императивами, 2.
Экологическая культура как интегративное личностное качество индивида характеризует его поведение и деятельность в социоприродной среде.
Она формирует ценностное отношение и потребностно-мотивационную сферу, определяющих направленность личности.
Критериями развития экологической культуры являются характерные особенности деятельности и поведения человека в социоприродной среде.
Процесс формирования экологической культуры личности, изучение его динамики и условий протекания есть предмет исследования педагогики и психологии.
Ядром экологической культуры является экогуманистическое мировоззрение система взглядов личности на объективный мир, ос


[стр.,69]

69 нованная на целостном представлении о нем.
Природоцентрический и экоцентрический подходы к миру составляет его основу.
Экогуманистическое мировоззрение включает ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и требования экологического и нравственного императивов, ответственность индивида за сохранение благоприятной
социоириродной среды.
Экогуманистическое мировоззрение это интерференция объективного знания о мире и субъективно воспринимаемого, личностно значимого его образа, которая позволяет дополнить знание отношением к нему и помочь личности самоопределиться в деятельности.
По характеру формирования можно выделить три уровня экогуманистического мировоззрения эмпирический, теоретический и методологический.
Эмпирический или жизненно-практический уровень это скорее миропонимание, базирующееся на практическом опыте взаимодействия с социоприродной средой всех предыдущих поколений и включающее в себя национальные и культурные традиции, религиозные верования и эзотерические представления, а также такие «ненаучные» знания, которые постигаются через мифологию, мистику, искусство, религию, практический опыт.
Теоретический уровень базируется на научном понимании окружающего мира, изучении и осознании глубоких взаимосвязей всех процессов и явлений
[301].
Его основу составляют идеи системности мира, экоразвития, коэволю ции и природоцентризма, научно обосновывающие природосообразность поведения и деятельности.
В системе дополнительного образования можно говорить,
скорее, о научно-экологическом миропонимании, основанном на осознании тотальности действия фундаментальных законов природы, взаимосвязи и взаимной обусловленности всех процессов и явлений, про

[Back]