Проверяемый текст
Ветошкин, Сергей Александрович; Пенитенциарная педагогика как наука и область практической деятельности (Диссертация 2002)
[стр. 52]

рода стимулируют выработку веществ, активизирующих деятельность организма человека (например, адреналина), т.е.
потребность в страхе закрепляется на биохимическом уровне (39, С.
211).

В условиях дефицита нравственных личностей необходимо реально рассматривать проблему преступности, а эта реальность заключается в том, что для определенной части населения чувство страха перед уголовным наказанием является доминирующим фактором, благодаря которому ими не совершаются преступления.
Наказание становится необходимым элементом педагогического стимулирования в качестве негативного стимула, и если возможное наказание не будет вызывать определенного чувства страха у объекта воспитания, то оно утратит функцию наказания как такового и, соответственно, не будет формировать или корректировать поведение объекта.
Споры о так называемом юридическом (под страхом наказания) или педагогическом (по соображениям нравственным) исправлении не имеют под собой никакой основы.
И то и другое исправление является все-таки педагогическим и различается только достигнутыми уровнями воспитания.
В притчах царя Соломона (гл.
29) существует несколько высказываний, дающих ключ к пониманию негативного педагогического стимулирования: "15.
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери; 17.
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей; 19.
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается" (49).
Из приведенных
положений следует, что в методологии воспитания осуждённых использование чувства страха перед наказанием при организации педагогического стимулирования является вполне обоснованным и педагогичным, так же, как и в других воспитательных процессах.
В записке, предназначенной для Петра I, Лейбниц в 1708 году писал: "Истинная цель науки есть блаженство людей, то есть состояние полной удовлетворенности...
Средство, с помощью которого можно повести людей на этот
52
[стр. 73]

половое удовлетворение путем насилия над другим; желание утвердить своё «Я» при хулиганских действиях и т.д.
Безнравственный и асоциальный способ удовлетворения своих потребностей лежит в основе любого преступления, предусмотренного действующим Уголовным кодексом.
Следовательно, логическим решением данной проблемы может являться научение лица, совершившего преступление, социальным и правопослушным способам удовлетворения потребностей.
Формы и способы научения могут быть весьма различны: повышение образовательного и культурного уровня, правовое, нравственное, трудовое, физическое воспитание, а также другие виды воспитания, профессиональная подготовка, приобщение к дисциплине и т.д.
Среди педагогов и юристов нередко возникают дискуссии о таком регуляторе поведения человека, как страх, и можно ли говорить о педагогическом исправлении, если человек не совершает преступления из чувства страха перед возможным наказанием, а не благодаря своим нравственным устоям.
Известный культуролог И.
Эйбл-Эйбесфельдт подчеркивает, что «человеческие существа показывают незаурядный аппетит к восприятию переживания страха и активно ищут ситуации, способные удовлетворить это желание».
И это может быть не только желание сопереживания, как, например, при просмотре кинофильмов ужасов, но и стремление испытать его на деле, так как переживания подобного рода стимулируют выработку веществ, активизирующих деятельность организма человека (например, адреналина), т.е.
потребность в страхе закрепляется на биохимическом уровне (39, с.211).

Чувство страха человеку необходимо для того, чтобы выжить.
В целях личной безопасности мы ведем себя гораздо осторожнее в незнакомой обстановке, в темных местах и так далее, потому что не знаем, какая неприятность или опасность может произойти с нами в тот или иной момент, и в этом смысле чем больше объем наших знаний, тем меньше мы испытываем чувст73

[стр.,74]

во страха за счет количественного уменьшения прогнозируемых опасных ситуации, в которые мы можем попасть по незнанию.
С другой стороны, наш объем знаний подсказывает нам заранее неприятные и нежелательные ситуации, в которых мы можем оказаться при определенной форме поведения; применительно к преступному поведению, у субъекта такого поведения должно присутствовать опасение попасть в места лишения свободы.
В условиях дефицита нравственных личностей необходимо реально рассматривать проблему преступности, а эта реальность заключается в том, что для определенной ч ас т населения чувство страха перед уголовным наказанием является доминирующим фактором, благодаря которому ими не совершаются преступления.
Наказание становится необходимым элементом педагогического стимулирования в качестве негативного стимула, и если возможное наказание не будет вызывать определенного чувства страха у объекта воспитания, то оно утратит функцию наказания как такового и, соответственно, не будет формировать или корректировать поведение объекта.
Споры о так называемом юридическом (под страхом наказания) или педагогическом (по соображениям нравственным) исправлении не имеют под собой никакой основы.
И то и другое исправление является все-таки педагогическим и различается только достигнутыми уровнями воспитания.
В притчах царя Соломона, глава 29 существует несколько высказываний, дающих ключ к пониманию негативного педагогического стимулирования: «15.
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери; 17.
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей; 19.
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается» (49).
Из приведенных
выше положений следует, что в методологии воспитания осуждённых использование чувства страха перед наказанием при организации педагогического стимулирования является вполне обоснованным и педагогичным, так же как и в других воспитательных процессах.
74

[стр.,75]

В записке, предназначенной для Петра I, Лейбниц в 1708 году писал: «Истинная цель науки есть блаженство людей, то есть состояние полной удовлетворенности...
Средство, с помощью которого можно повести людей на этот
путь добродетели и счастья, заключается в хорошем воспитании юношества...
Юношество можно так вести, чтобы вселить в него любовь к добродетели и охоту к науке; взрослых же, которые не получили такого воспитания, нужно сдерживать страхом наказания» (121, с.52).
Правильное понимание превенции преступлений применением наказания заключается в том, что уголовно-исполнительная система призвана не только предотвращать преступления страхом наказания, но и добиваться правопослушного поведения всеми педагогическими средствами и правильно организованным воспитательным процессом.
Наиболее значимой методологической особенностью организации системы воспитания осуждённых является, в качестве оптимальной формы такой организации, использование понятия «социально-педагогическая система пенитенциарного учреждения».
Подобная система позволяет технологизировать и оптимизировать исправительный процесс и использовать методику формирования социально-педагогической системы в любом пенитенциарном учреждении, для чего необходимо формирование каждого из её компонентов.
Воспитательные отношения, возникающие между субъектами и объектами воспитания, при достижении педагогической цели нуждаются в определенной систематизации, т.е.
придании им такой формы и наполнении педагогического процесса таким содержанием, которые в наибольшей мере соответствовали бы эффективному достижению педагогической цели, применительно к пенитенциарной педагогике цели исправления.
Воспитательная система необходима как в масштабе всего государства, так и в масштабах небольшого коллектива (класса, школы, исправительной колонии и т.д.).
75

[Back]