Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 66]

рассматриваться на различных уровнях: внутренние психологические конфликты, конфликты ценностей между индивидами; конфликты ценностей малых групп, конфликты ценностей между большими группами (классами, нациями, поколениями); противопоставление ценностей между культурами и цивилизациями.
Эволюция сознания и культуры в целом, определяют активность человека в выборе ценностных систем.
Система ценностей, их иерархия, процесс столкновения у каждого индивида отличается своеобразием, а в результате социальных изменений у разных субъектов деятельности (индивидов, групп, общества в целом) происходит трансформация ценностей.
В эволюции ценностей, по мнению Л.И.
Савинова, «существует действие общего принципа, суть которого состоит в том, что в новой окружающей среде старые ценности становятся пластичными, изменяют свою значимость.
Совершенствование культурных ценностей процесс безграничный.
Во многом иным становится отношение человека к ним: их восприятие, спектр
ол причин признания чего-либо» .
Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую
структуру личности в форме личных ценностей, которые служат важными регуляторами поведения людей.
Личные ценности отражаются в сознании в форме ценностных
ориентации, которые отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного; выступают важными факторами, регулирующими мотивацию личности.
Основное их содержание убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы и т.п.
«Ценность» и «ценностные ориентации» выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотнесены различные понятия, привлекаемые при изучении механизмов регуляции поведения.
«Реальные жизненные
$0 Савинов Л.И.
Семьсведение.
Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та, 2000.
С.8.
66
[стр. 62]

человека к миру ценностей, а их шкала в любом случае будет относительной, временной и конкретно-индивидуальной.
Этим объясняется тот факт, что с одной стороны, в реальности человечество сегодня не имеет абсолютной иерархии ценностей.
С другой стороны, представления о ценностях, какими бы важными они ни были, не ограничивают природу человека, стремящегося к совершенствованию.
В этой связи неизбежно столкновение ценностей, борьба которых происходит при непосредственном участии человека, становится органической частью его социальных отношений.
Конфликт ценностей, как и все остальные конфликты, связывается с противопоставленными интересами и претензиями на определенные ограниченные блага, и может рассматриваться на различных уровнях: внутренние психологические конфликты, конфликты ценностей между индивидами; конфликты ценностей малых групп, конфликты ценностей между большими группами (классами, нациями, поколениями); противопоставление ценностей между культурами и цивилизациями.
Эволюция сознания и культуры в целом, определяют активность человека в выборе ценностных систем.
Система ценностей, их иерархия, процесс столкновения у каждого индивида отличается своеобразием, а в результате социальных изменений у разных субъектов деятельности (индивидов, групп, общества в целом) происходит трансформация ценностей.
В эволюции ценностей, по мнению Л.И.
Савинова, "существует действие общего принципа, суть которого состоит в том, что в новой окружающей среде старые ценности становятся пластичными, изменяют свою значимость.
Совершенствование культурных ценностей процесс безграничный.
Во многом иным становится отношение человека к ним: их восприятие, спектр
причин признания чеголибо"86.
Социальные ценности, преломляясь через призму' индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую
струюуру личности в форме личных ценностей, которые служат важными регуляторами поведения людей.
Личные ценности отражаются в сознании в форме ценностных
ориентаций, 86 Савинов Л.И.
Семьеведение.
Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та, 2000.
С.8.
62

[стр.,63]

которые отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного; выступают важными факторами, регулирующими мотивацию личности.
Основное их содержание убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы и т.п.
"Ценность" и "ценностные ориентации" выступают как звено, связующее различные подходы и системы знаний о поведении человека, как категория, с которой соотнесены различные понятия, привлекаемые при изучении механизмов регуляции поведения.
"Реальные жизненные
ориентации людей несравненно более многообразны, чем их теоретическое отношение к чему-то.
Они служат важнейшим элементом внутренней структуры личности, без них невозможно отличить значимое от менее значимого, первостепенное от второстепенного, вечное от преходящего"87.
"Ценностные ориентации осознанные регуляторы, которые направляют деятельность личности на интересующие ее ценности и контролируют ее.
Это те признаки индивида, которые, в первую очередь, характеризуют его как личность, указывают на его особенности.
Совокупность ценностных ориентации, сложившихся в систему, образует своего рода стержень личности"88.
В тоже время, необходимо отметить, что ценностные ориентации являются предметом изучения разных научных дисциплин с различающимися между собой концептуальными средствами, поэтому теоретические представления о них крайне многозначны.
Понятие "ценностной ориентации" возникло на стыке аксиологии, философской и культурной антропологии, социологии, социальной психологии и общей психологии, а также многочисленных направлений, теорий и течений в этих областях.
Сам термин "ценностные ориентации" в категориальном смысле впервые был употреблен У.
Томасом и Ф.
Знанеиким в работе "Польский крестьянин в Европе и Америке"89.
87 Там же.
С.9.
88 Там же.
С.9.
89 См.: ТЬотаз 2пап1ес1а Р.
СЫор ро1зк! \у Еугоре \ Атегусе.
>№аг$2ауа: ЬисТ 8ро1<12.
Ч/уд., 1976.
-Т.1.387з.
63

[Back]