Проверяемый текст
Федулова Анна Борисовна. Семья и семейные ценности (Диссертация 2003)
[стр. 84]

личности.
Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт.
Традиции поддерживаются силой общественного мнения.
Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами.
Кроме этого, традиции, являясь важными ускорителями общественного прогресса, предполагают необходимость постоянного обновления.
По отношениям в семье можно судить о семейных ценностях других брачно-семейных сфер.
Прерывистые, конфликтные отношения сопровождают
нс устоявшиеся или не достигнутые супругами ценности, и наоборот: ровные и гибкие, творческие отношения присущи тем семейным парам, которые в своей деятельности воплотили желаемые ценности.
Через отношения начинает формироваться система ценностей семьи, точно так же ценности формируют всю структуру отношений.
Сфера брачно-семейных ролей характеризует соотношение социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу, конкретизирует связь индивида с
гой или иной ценностью.
Роли приобретают особое значение при выборе семьей той или иной ценности, а также в случае их конфликта.
Любая роль внутри семьи отражается на личности, делает многоплановым образ жизни семьи, причём одна роль не
может заменить другую.
Сам процесс выполнения социальной роли выходит за рамки жизнедеятельности семьи, является общественно значимым.
В любом обществе распределение ролей и ответственности в семье определяется существующими объективными социокультурными различиями и
традициями, а также господствующей системой ценностями.
В традиционном обществе за мужчиной обычно закреплялась роль «хозяина», «добытчика», «кормильца», поскольку он обладал физической силой и соответствующими навыками охотника или землепашца.
Женщина занималась главным образом уходом за детьми и домашним хозяйством; поэтому, например, в социологической теории роль женщины в семье
84
[стр. 152]

психологический климат семьи, характер и действенность которого зависит от ее коллективистского духа.
Многие из семейных отношений, уникальные и неповторимые, способствуют совершенствованию человеческих чувств.
Нередко будущие беды и радости, ориентиры на истинные и мнимые ценности закладываются в семье.
Тем не менее, именно в семье человек впервые встречается с такими ценностями как любовью, сострадание, ответственность, долг и т.д.
Цементируют семейные отношения и усиливают их влияние семейные традиции, они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии общества и личности.
Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт.
Традиции поддерживаются силой общественного мнения.
Многие из них, совершенствуясь, становятся правилами, нормами, своеобразными неписаными законами.
Кроме этого, традиции, являясь важными ускорителями общественного прогресса, предполагают необходимость постоянного обновления.
По отношениям в семье можно судить о семейных ценностях других брачно-семейных сфер.
Прерывистые, конфликтные отношения сопровождают
не устоявшиеся или не достигнутые супругами ценности, и наоборот: ровные и гибкие, творческие отношения присущи тем семейным парам, которые в своей деятельности воплотили желаемые ценности.
Через отношения начинает формироваться система ценностей семьи, точно так же ценности формируют всю структуру отношений.
Сфера брачно-семейных ролей характеризует соотношение социальных ролей членов семьи по отношению друг к другу, конкретизирует связь индивида с
той или иной ценностью.
Роли приобретают особое значение при выборе семьей той или иной ценности, а также в случае их конфликта.
Любая роль внутри семьи отражается на личности, делает многоплановым образ жизни семьи, причём одна роль не
152

[стр.,153]

может заменить другую.
Сам процесс выполнения социальной роли выходит за рамки жизнедеятельности семьи, является общественно значимым.
В любом обществе распределение ролей и ответственности в семье определяется существующими объективными социокультурными различиями и
градициями, а также господствующей системой ценностями.
В традиционном обществе за мужчиной обычно закреплялась роль "хозяина", "добытчика", "кормильца", поскольку он обладал физической силой и соответствующими навыками охотника или землепашца.
Женщина занималась главным образом уходом за детьми и домашним хозяйством; поэтому, например, в социологической теории роль женщины в семье
называют "экспрессивной", а роль мужчины "инструментальной"304.
Эволюция семейной организации привела к значительным трансформациям социальных ролей супругов, которые связаны с развитием социально-профессиональной структуры общества.
Одна из самых серьезных по своим последствиям перемен связана с изменением роли мужчины в обществе и семье.
Впервые вопросы изменения ролей в семье были подробно рассмотрены американскими социологами Г.
Парсонсом и У.
Гудом.
Считая современную нуклеарную семью итогом эволюции общества от аграрного типа к индустриальному, американские исследователи обратили внимание на две тенденции в ее развитии.
С одной стороны, семья существует относительно автономно от других социальных структур и институтов, а с другой налицо ее зависимость от социально-профессиональной структуры общества.
Это противоречивое воздействие индустриального общества на семью проявляется, прежде всего, в изменившемся социальном положении женщины.
Суть описываемого противоречия заключается в том, что профессиональная деятельность женщины приходит в противоречие с ее традиционными внутрисемейными обязанностями по уходу за детьми, ведением домашнего хозяйства.
304 См.: Воугел Э.Ф.
Семья и родство // Американская социология.
М., 1972.
153

[Back]