Проверяемый текст
Носков Владимир Алексеевич. Политико-культурное развитие российского общества (Диссертация 2001)
[стр. 73]

мужественное начало в себе трансцендентным, привходящим извне, а не имманентным...
Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя
личность».1 Таким образом, «женские черты» российской ментальности ориентируют на понимание власти как выступающей в авторитарной ипостаси.
Это власть внешняя по отношению к народу
именно государственная власть (а не власть-авторитет, как на Западе), неизменно предполагающая авторитарные механизмы регулирования социума.
Главный организатор — власть выносится во вне, а не располагается внутри общественного организма.
Востребованность авторитаризма (в конкретно-исторически обусловленных формах) — это запрос типичного носителя российской ментальности к власти
как главной силе, способной обуздать стихии (зачастую анархического свойства) народной жизни.
В основу трактовки менталитета можно положить
также идеи М.
Вебера о мотивах социального действия, касающихся его ценностнорациональной и целе-рациональной форм.
Ценностно-рациональное действие основано на вере в самодовлеющую ценность определенного поведения, независимо от того, к чему оно приводит, в то время как целерациональное действие ориентирует на ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, рассматривая их в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели.
С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, так как она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение и принижает последствия, результаты совершенных
действий2.
По сути, речь в данном случае идет о двух типах ментальности аксиологическом (ценностнорациональном) и технологическом (целерациональном).
В рамках технологизированной ментальности ее
1 Там же.
С.
15-16.
2 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
628-630.

73
[стр. 136]

136 гося человеку, будь это образ богини или ведьмы как во времена античности или же госпожи или церкви в эпоху средневековья.
Божественная Троица, по мнению Юнга, став символом веры ортодоксального христианства знаменовала то, что четвертый элемент (женское начало) был подавлен, отнесен в сферу индивидуального бессознательного.
Однако он сохранил свое значение как фактор, формирующий спонтанную, лишенную патологий психику индивида, природу которого не способно интегрировать сознание33.
Анима это и биологический, т.е.
не предполагающий воспитательных усилий с целью его формирования, и культурный, т.е.
являющийся транслятором фундаментальных черт человеческой психики, феномен.
Применительно к российской истории роль фактора Анимы более значима в силу того, что здесь языческий базис христианства был не столько аннигилирован, сколько претерпел символическую трансформацию.
В частности для характеристики российской действительности широко используется символика, основывающаяся на женских образах («Матушка Русь» и т.д.), утратившая в соответствии с канонами христианства черты эротичности.
Это одновременно апология того, что Н.А.
Бердяев называл не религией Христа, а религией Богородицы, религией матери-земли, женского существа, освящающего плотский быт.34 Отсюда вытекает архетипическая характеристика «женской природы» духовного бытия России: «Мужественная свобода не овладевает женственной национальной стихией в России изнутри, из глубины.
Мужественное начало всегда ожидается извне, личное начало не раскрывается в самом русском народе...
В терминах философских это значит, что Россия всегда чувствует мужественное начало себе трансцендентным, а не имманентным, привходящим извне...
Россия как бы бессильна сама себя оформить в бытие свободное, бессильна образовать из себя
личность».35 Таким образом, «женские черты» российской ментальности ориентируют 33 См.: Юнг К.Г.
Архетип и символ.
М.: Ренессанс, 1991, С.
114-121.
34 См.: Бердяев Н.А.
Судьба России.
M.: ФО СССР, 1990.
С.
10.
35 Там же.
-С.
15-16.


[стр.,137]

137 на понимание власти как выступающей в авторитарной ипостаси.
Это власть внешняя по отношению к народу
государственная власть, неизменно предполагающая авторитарные механизмы упорядочивания пространства социума.
Главный структуратор власть выносится вовне, а не располагается внутри общественного организма.
Востребованность авторитаризма (в конкретноисторически обусловленных формах) это запрос типичного носителя российской ментальности к власти,
понимаемой как главной силы, способной обуздать стихии (зачастую анархического свойства) народной жизни.
В основу трактовки менталитета можно положить
идеи М.
Вебера о мотивах социального действия, касающихся его ценностно-рациональной и целерациональной форм.
Ценностно-рациональное действие основано на вере в самодовлеющую ценность определенного поведения, независимо от того, к чему оно приводит, в то время как целерациональное действие ориентирует на ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей, рассматривая их в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели.
С целерациональной точки зрения ценностная рациональность всегда иррациональна, так как она абсолютизирует ценность, на которую ориентируется поведение и принижает последствия, результаты совершенных
действий36.
По сути, речь идет о двух типах ментальности аксиологическом (ценностнорациональном) и технологическом (целерациональном).
В рамках технологизированной ментальности ее
типичные носители постоянно соотносят себя с окружающим миром, рассматривая его в качестве «средства» реализации своих целей.
Уже это подталкивает их к состоянию диалога с окружающим миром («средством»), наполнению ментального пространства многообразными коммуникативными связями.
Аксиологизированная ментальность, напротив, ориентирует на самозамыкание, гипостазирование самого процесса действий и, соответственно, слабое внимание к его результату, напрямую связанному с актуализацией проблемы эффективности.
Отсюда склонность к монологизации 36 См.: Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
628-630.

[Back]