Проверяемый текст
[стр. 104]

состояние сильного душевного волнения у виновного»1 .
При этом уголовное право изучает проблему в пределах «провокационного поведения потерпевшего и ответной реакции виновного».
Отсюда и проблема ответственности за убийство.
Криминология исследует проблему гораздо шире, естественно выходя за рамки уголовного права, прокладывает путь в сферу социальную.

На совещании в М ВД России 14 апреля 1998 года было заявлено, что следует усилить внимание к потерпевшим.
Было отмечено также, что в сложившейся ситуации преступник более понятен, чем потерпевший, его защищают адвокаты, а жертва брошена на произвол.
Между тем,
как уже отмечалось, проблема защиты потерпевших главная проблема.
Виктимология, имея в виду предмет нашего исследования, исследует отношения между преступником, совершившим убийство, и его жертвой в связи с возникновением уголовно наказуемого деяния.
При этом она занимается изучением процессов виктимизации, и прежде всего исследует проблему последовательного развития отношений между преступником и потерпевшим.
Вопрос стоит так: вызывает или нет виктимизация
убийство? При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что неверная трактовка процесса виктимизации может привести к искаженному представлению о _ _ преступности.
Известно, как пишет Г.И.
Шнайдер, что 64% людей, ставших в детстве или юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками, а из тех, кто не был в детстве или юности жертвой, только 22%2.
По
данным других авторов, этот процент еще значительнее соответственно 70 и 19%3.
Кроме того, что касается конкретно лиц, совершающих насильственные преступления против личности, то здесь еще более привлекающие внимание данные: лица,
1Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Особенная
часть.
М., 1996, С.
18.
2Шнайдер Г.Й.
Криминология (пер.
с нем.).
М., 1994.
С.
358.

3Абельцев С.Н.
Личность преступника и проблемы криминального насилия.
М., 2000.
С.
180.
[стр. 204]

204 потерпевших.
Такое поведение, по мнению Л.В.
Франка, изучается в связи с механизмом совершения убийства, а следовательно — наряду с проблемами ответственности за убийство1.
При этом Л.В.
Франк обращал внимание и на другие насильственные преступления.
Уголовное право рассматривает проблемы виктимизации, изучая убийство, совершаемое в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), спровоцированного противоправным или аморальным поведением потерпевшего.
«Основанием смягчения ответственности в таких случаях является прежде всего виктимное (противоправное либо аморальное) поведение потерпевшего и вызванное им состояние сильного душевного волнения у виновного»2.
При этом уголовное право изучает проблему в пределах «провокационного поведения потерпевшего и ответной реакции виновного».
Отсюда и проблема ответственности за убийство.
.Криминология исследует проблему гораздо шире, естественно выходя за рамки уголовного права, прокладывает путь в сферу социальную.

Правда, криминология стала заниматься изучением жертв преступлений только в середине XIX столетия.
За прошедшее время в научном плане достигнуто многое, но «запоздалость» отразилась на практике.
Надо сказать, что государство и его правоохранительные органы занимают в отношении жертвы весьма странную позицию — они «клеймят» ее.
Нарушившего уголовный закон клеймят как преступника, а к жертве проникаются недоверием, сожалением или злорадством.
При таком отношении к жертве она может подвергнуться вторичному посягательству, преступники видят и понимают, что потерпевших никто не защищает.
На страдания жертвы государство и его правоохранительные органы смотрят равнодушно.
Не случайно на совещании в МВД России 14 апре1 Ф р а н к Л.В.
Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии.
Аитореферат докторской диссертации.
М., 1978.
С.
25.
" Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Особенная
масть.
М..
1996.
С.
18.


[стр.,205]

205 ля 1998 г.
было заявлено, что следует усилить внимание к потерпевшим.
Было отмечено также, что в сложившейся ситуации преступник более понятен, чем потерпевший, его защищают адвокаты, а жертва брошена на произвол.
Между тем
проблема защиты потерпевших — главная проблема.
Ею и занимается виктимология.
Задачи виктимологии многогранны.
Она исследуют отношения между преступником и жертвой в момент возникновения уголовнонаказуемого деяния.
Виктимология занимается изучением процессов виктимизации, и прежде всего исследует проблему последовательного развития отношений между преступником и потерпевшим.
Вопрос стоит так: вызывает или нет виктимизация
преступность? При ответе на этот вопрос надо иметь в виду, что неверная трактовка процесса виктимизации может привести к искаженному представлению о преступности.
Известно, как пишет Г.Й.
Шнайдер, что 64 % людей, ставших в детстве или юности жертвами преступлений, во взрослом возрасте становятся преступниками, а из тех, кто не был в детстве или юности жертвой — только 22%'.
По
нашим данным, этот процент еще значительнее — соответственно 70 и 19 %.
Кроме того, что касается конкретно лиц, совершающих насильственные преступления против личности, то здесь еще более привлекающие внимание данные: лица,
совершившие преступления с применением насилия после отбытия наказания, еще до осуждения в 36% случаев были жертвами насилия.
Насилие, стало быть, порождает насилие, а жестокость — жестокость.
Как пишет Г.Й.
Шнайдер в указанной книге, виктимизация и криминализация имеют одни и те же источники: исходные социальные условия, когда и преступник и жертва принадлежат к одной и той же субкультуре насилия (например, к субкультуре маргиналов, к преступной субкультуре и т.д.).
Дело в том, что преступность и виктимность рассматриваю тся не только как ста1 III и а й д е р Г.Й.
Криминология / Пер.
с немец.
М., 1994.
С.
358.

[Back]