Проверяемый текст
[стр. 28]

Исторический опыт показал, что во многих отношениях сегодняшнее насилие в нашем обществе является закономерным следствием перманентного насилия, осуществлявшегося тоталитарным государством на протяжении десятилетий.
Нами разделяется мнение о том, что девальвация ценности человеческой жизни произошла еще на ранних этапах строительства социалистического общества.
Именно при социализме прочно и надолго среди определенных слоев населения утвердилась установка на насилие, под которой следует понимать выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности к заранее определенному отношению позиции, к выбору насилия как средства реализации своих интересов и удовлетворения потребностей1 .
Дело, однако, не только в
социализме и его социальных последствиях.
Дело еще и в современных социальных условиях, в которых живут и работают люди.
Нельзя игнорировать тот факт, что социальное насилие, все его разновидности,
особенно убийство, в немалой степени связаны с изменением характеристик российского общества и государственной политики.
Ведь убийство всегда есть реальное общественное явление, а потому в качестве существенного и обязательного условия требуется исследование его социального содержания.
Этот социальный аспект ученые обычно связывают с объяснением следующих вопросов: почему люди
совершают убийства, какие должны быть созданы условия, чтобы люди не лишали друг друга жизни с помощью насилия.
Видимо эти вопросы дают возможность понимать убийства как объективную социальную реальность.
Такой социологический подход дает возможность раскрыть социальную сущность
насильственного лишения жизни человека и его зависимость от характера условий социальной жизни общества.
Кроме того,
этот подход позволяет вплотную приблизить исследования к политическим, экономическим, демографическим, психологическим и правовым проблемам.
Стало быть,
1Афанасьев В.Н.
Социальная деформация и мотивация поведения.
// Вопросы философии
и права.
М., 1997.
№4/28.
С.
68.
[стр. 44]

44 ливает принципиальное сходство совокупных криминологических характеристик основных насильственных преступлений, а также социальных и нравственно-психологических свойств лиц, их совершающих.
Вот почему классификацию насильственных преступлений следует проводить не в рамках преступности в целом, даже не в пределах посягательств против личности, а внутри криминализованного насилия.
Главная определяющая черта совокупной криминологической характеристики общеуголовных преступлений, совершаемых с применением насилия, — это их ситуативный, импульсивный характер, как правило, с внезапно возникающим, неопределенным (неконкретизированным) умыслом1 .
Данная закономерность прослеживается по всем насильственным преступлениям против личности (общеуголовным), хотя наиболее ярко она выражена среди убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований, грабежей и разбоев.
Однако эти преступления отличаются друг от друга по характеру насилия.
Различна и мотивация деяния.
Но это не нарушает целостности криминального насилия.
Исторический опыт показал, что во многих отношениях сегодняшнее насилие в нашем обществе является закономерным следствием перманентного насилия, осуществлявшегося тоталитарным государством на протяжении
почти 80 лет своего существования".
Нами разделяется мнение о том, что девальвация ценности человеческой жизни произошла еще на ранних этапах строительства социалистического общества.
Именно при социализме прочно и надолго среди определенных слоев населения утвердилась установка на насилие, под которой следует понимать выражение ценностной ориентации в форме социально детерминированной предрасположенности личности к заранее определенному отношению — позиции, к выбору насилия как средства реализации своих интересов и удовлетворения потребностей'1 .
Дело, однако, не только в
1 Курс советской криминологии.
Предупреждение преступности.
М., 1986.
— С.
176 177.
См.
также: Насильственная преступность.
М., 1997.
С.
4 0 4 5 .
2 Я к о в л е в А.
Получено в наследство // Аргумент!.! и факты.
1997.
6 ноября.
3 А ф а н а с ь е в В.И.
Социальная деформация и мотивация поведения // Вопросы философ
ми и права.
1997.
№ 4/28.
С.
68.


[стр.,45]

45 социализме и его социальных последствиях.
Дело еще и в современных социальных условиях, в которых живут и работают люди.
Нельзя игнорировать тот факт, что социальное насилие, все его разновидности
в немалой степени связаны с изменением характеристик российского общества и государственной политики.
Как уже отмечалось, насилие всегда есть реальное общественное явление, а потому в качестве существенного и обязательного условия требуется исследование его социального содержания.
Этот социальный аспект ученые обычно связывают с объяснением следующих вопросов: почему люди
в отношениях друг с другом проявляют насилие; какие должны быть созданы условия, чтобы люди не проявляли насилие.
Видимо, эти вопросы, по мнению ученых, дают возможность понимать насилие как объективную социальную реальность.
Такой социологический подход дает возможность раскрыть социальную сущность
насилия и его зависимость от характера условий социальной жизни общества.
Кроме того,
он позволяет вплотную приблизить исследования к политическим, экономическим, демографическим, психологическим и правовым проблемам.
Стало быть,
необходимо ответить на ряд вопросов, связанных с социальной сферой и условиями жизни людей: • какова социальная структура общества?; • какой заряд несут социальные компоненты общества, связанные с политикой и экономикой, — позитивный или негативный?; • как и в каком направлении изменяются общественные и межличностные отношения?; • как оценивается наше общество с точки зрения образа жизни его членов, их поведения, отношения к нормам морали и права?; • какова политическая и экономическая ситуация в стране и каковы перспективы ее развития?

[Back]