при серьезных недостатках борьбы с преступной деятельностью, когда в результате такой деятельности допускаются нарушения уголовноправовых запретов, попираются права и законные интересы граждан, по особому проявляется социальная необходимость защиты прав и свобод человека, его жизни и здоровья. Совершение убийств как тягчайшей формы насильственного лишения жизни человека вытекает из криминальной деятельности как социального эксцесса. Соответственно этому и следует рассматривать проблемы социальной защиты жизни человека. Проблема обеспечения безопасности жизни человека может быть поставлена и более широко. Ведь не только уголовное право, но и криминология, как и многие другие юридические и неюридические науки, исходят из того, что право на жизнь есть высшая, абсолютная ценность. Среди всех прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации ставит на первое место именно это право. «Каждый имеет право на жизнь» гласит ст. 20 Конституции. Этим, собственно, и определяется «выход» проблемы обеспечения безопасности жизни человека в широкую социальную сферу. Она приобретает социальный смысл, но это вовсе не означает игнорирование права. Это проблема социально-правовая. Давно уже в литературе пишется о социальной защите. Эта идея получила свое развитие в работах Н. Герхарта и М. Анселя1 . В конце 70-х годов О.Л. Дубовик рассматривает проблемы «обеспечения профилактической защиты интересов членов общества»2 . Развивая эту идею, Г.А. Аванесов в середине 80-х годов пишет, что в едином русле следует рассматривать два основных направления профилактики: недопущение как преступного, так и виктимного поведения. И цель здесь 1 Герхарт Н. Социальная защита граждан, (пер. с нем.). М. 1967; Ансель М. Новая социальная защита, (пер. с франц.). М., 1970. 2Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. М., 1977. С. 57. |
274 Для того чтобы государство успешно защищало человека и его права, надо, чтобы оно было государством господства закона. Нельзя говорить о престиже государства, если оно не может защитить своих граждан. Отношение государств к преступникам и к их жертвам есть мерило его совести и морали. Оценивается при этом именно нравственный потенциал государства. Против человека в основном совершаются насильственные преступления. Степень их общественной опасности разная — от убийств до побоев. При оценке этих преступлений учитываются не только их последствия, но и характер насилия. Насилие касается как виновных, так и потерпевших. Именно этот факт обращает внимание на защиту от насилия жертв преступлений. А с этим связан и вопрос предупреждения насилия со стороны виновных. Центральной при этом остается проблема профилактической защиты личнодти от преступных посягательств. Данная защита предусматривает решение двуединой задачи профилактика насильственных преступлений и соответствующая виктимологическая профилактика. Эта задача вытекает из следующей цели: упредить проявление криминального насилия и тем самым «спасти» одного из участников «взаимоборства» от наказания за преступление, а другого от возможности стать жертвой преступления. Постановка вопроса о профилактической защите личности от преступных посягательств не нова1. Дело, однако, в том, что в криминологии по данному вопросу еще не сложилась единая научная позиция, которая могла бы рассматриваться как исходная для развития соответствующих исследований, отсутствует и приведенная в систему терминология. В рамках криминологических исследований, когда речь идет о пре'См.: Д у б о в и к О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений. М., 1977. С. 57; А в а н е с о в Г.А. Криминология. М., 1984. С. 387. |