Проверяемый текст
[стр. 49]

нейтрализовать риск стать потерпевшим.
Это соответствует комплексной государственной программе борьбы с преступностью Здесь можно поставить вопрос и о социальном контакте общества с государством.
Народ всегда находится в состоянии ожидания того, чтобы государство защищало его.
Каждый человек имеет право на виктимное поведение (но не на провокацию преступления), ибо каждый должен быть надежно защищен государством.
Для того, чтобы государство успешно защищало человека,
надо чтобы оно было государством господства закона, нельзя говорить о престиже государства, если оно не может защитить своих граждан.
Отношение государства к преступникам и
их жертвам есть мерило его совести и морали.
Оценивается при этом именно нравственный потенциал государства.

Попутно хотелось бы поставить вопрос о самозащите граждан от убийств.
В какой-то мере этот вопрос решен уголовным законодательством, однако его социально-нравственный аспект остается без внимания.
Граждане должны иметь не только право на то, чтобы их защищало государство, но и право на самозащиту.
Как потенциальная жертва может противостоять (противодействовать) убийце? Однозначно ответить здесь трудно.
Возможно, решению проблемы поможет дискуссия.
Сейчас много говорится о том, что в существующей в России ситуации личность сама себя защищает (или должна защищать) от покушений на ее жизнь.
Сторонники такой самозащиты напоминают нам о фильме С.
Говорухина «Ворошиловский стрелок».
Напомним, однако, что произвол жертв преступлений (лиц, близких к потерпевшему от убийства) не менее опасен, чем произвол преступников (киллеров).
То, что мы видели в названном фильме С.
Говорухина, это не самозащита, а месть.
Безусловно, человек может, возможно и обязан, защищать свою жизнь, но это он должен делать под «покровительством» государства, действуя в пределах установленных прав и обязанностей.
Являясь гражданином, человек в силу существующих законов как бы уступает свое право на защиту своей жизни 49
[стр. 274]

274 Для того чтобы государство успешно защищало человека и его права, надо, чтобы оно было государством господства закона.
Нельзя говорить о престиже государства, если оно не может защитить своих граждан.
Отношение государств к преступникам и
к их жертвам есть мерило его совести и морали.
Оценивается при этом именно нравственный потенциал государства.

Против человека в основном совершаются насильственные преступления.
Степень их общественной опасности разная — от убийств до побоев.
При оценке этих преступлений учитываются не только их последствия, но и характер насилия.
Насилие касается как виновных, так и потерпевших.
Именно этот факт обращает внимание на защиту от насилия жертв преступлений.
А с этим связан и вопрос предупреждения насилия со стороны виновных.
Центральной при этом остается проблема профилактической защиты личнодти от преступных посягательств.
Данная защита предусматривает решение двуединой задачи профилактика насильственных преступлений и соответствующая виктимологическая профилактика.
Эта задача вытекает из следующей цели: упредить проявление криминального насилия и тем самым «спасти» одного из участников «взаимоборства» от наказания за преступление, а другого от возможности стать жертвой преступления.
Постановка вопроса о профилактической защите личности от преступных посягательств не нова1.
Дело, однако, в том, что в криминологии по данному вопросу еще не сложилась единая научная позиция, которая могла бы рассматриваться как исходная для развития соответствующих исследований, отсутствует и приведенная в систему терминология.
В рамках криминологических исследований, когда речь идет о пре'См.: Д у б о в и к О.Л.
Принятие решения в механизме преступного поведения и индивидуальная профилактика преступлений.
М., 1977.
С.
57; А в а н е с о в Г.А.
Криминология.
М., 1984.
С.
387.

[Back]