Проверяемый текст
[стр. 56]

криминологического исследования.
Оно ставит множество таких проблем, решение которых требует изучения именно специфики убийств и особенностей лиц, их совершающих, причин и условий этих деяний.

Мы уже говорили о том, что особенно много подобных проблем возникает, когда исследование осуществляется с учетом демографических процессов.
Их высокая интенсивность
характера почти для всех регионов нашей страны.
Темпы, характеры и объем социальных изменений, сопутствующих этим процессам и являющихся их результатом, также в целом одинаковы, хотя различия, безусловно, имеются.
Различия особенно ярко проявляются, если сравнивать, например, северные и южные зоны, крупные и малые города и т.д.
Картина демографических различий становится
особенно очевидной при сопоставлении регионов со сравнительно стабильным уровнем экономики и низким уровнем, или зон, для которых характерны вооруженные конфликты, и так называемых спокойных зон.
Нами уже обращалось внимание на то, что преступность как социально детерминированное явление чутко реагирует на изменения общественной жизни, экономических условий и т.д.
Поэтому и необходим территориальный криминологический анализ, который, во-первых, помогает выделить зоны с наиболее высокой интенсивностью преступности, вовторых, дает возможность правильно распределить силы и средства, необходимые для борьбы с преступностью.
Для изучения преступности в различных регионах, подчеркивают ученые, особо следует выделять для анализа убийства.
По мнению этих же ученых, именно убийства «сигнализируют» о том, какая в регионе реальная криминальная ситуация.
Заметим, однако, что важно еще получать «сигналы» и о других насильственных преступлениях против личности, хотя в системе и этих деяний
центральной место занимают именно убийства.
Уголовное законодательство защищает личность от преступных посягательств, однако преступления против человека все же совершаются.
В основном это насильственные преступления.
Степень тяжести примененного
56
[стр. 37]

37 (насильником), со всей совокупностью объективных и субъективных причин.
На основе изучения этой совокупности, когда принимается во внимание и тип личности, открываются более широкие возможности для криминологического изучения насилия и информационного обеспечения защиты личности от преступных посягательств.
Лишь изучение преступлений против личности может дать некоторое целостное криминологическое представление о насильственных деяниях.
В силу трудностей суммирования всех видов насильственных преступлений и анализа их в целостной характеристике остановимся только на наиболее опасных посягательствах, главным образом убийствах, причинениях вреда здоровью, истязаниях, похищениях человека, изнасилованиях, хулиганствах и т.д.
Исходя из такого объективного группировочного признака, как насилие, думается, что следует исключать из «криминального насилия» грабежи, связанные с насильственным завладением чужой собственности, и разбойные нападения.
Необходимо иметь в виду и сопряженные с ними другие насильственные преступления против личности.
Уголовное законодательство защищает личность от преступных посягательств, однако преступления против человека все же совершаются.
В основном это насильственные преступления.
Степень тяжести примененного
насилия разная.
При ее оценке учитываются не только последствия в виде причинения личности вреда здоровью, но и интенсивность, характер насилия, его продолжительность, способ применения.
Анализ социально-экономической и политической ситуации в стране, результаты исследований свидетельствуют о том, что в России в годы реформ ухудшалось положение в области защиты личности.
Незащищенными остаются права и свободы граждан.
Между тем Конституция России (ст.
2) указывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
В соответствии с этим и ст.
2 Уголовного

[стр.,116]

Г Л А В А В Т О Р А Я 116 УБИЙСТВА И СОПРЯЖЕННЫЕ С НИМИ НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ, ИХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ § 1.
Убийства как особо тяжкие преступления против личности Статистические показатели убийств не могут быть во всех случаях одинаковыми.
Характер совершаемых убийств в различных регионах всегда различен.
Это зависит от условий социальной жизни, складывающихся в том или ином регионе, от состояния экономики, занятости населения общественно полезным трудом, действующих традиций и обычаев и т.д.
Люди чутко реагируют на всяческие изменения и это отражается на их взглядах, целях, потребностях, на поведении в целом.
Всегда существует зависимость убийств от указанных условий социальной жизни.
Отсюда и важность регионального криминологического исследования.
Оно ставит множество таких проблем, решение которых требует изучения именно специфики убийств и особенностей лиц, их совершающих, причин и условий этих деяний,
характерных для данного региона.
Особенно много подобных проблем возникает, когда исследование осуществляется с учетом демографических процессов.
Их высокая интенсивность
характерна почти для всех регионов нашей страны.
Темпы, характер и объем социальных изменений, сопутствующих этим процессам и являющихся их результатом, также в целом одинаковы, хотя различия, безусловно, имеются.
Различия особенно ярко проявляются, если сравнивать, например, северные и южные зоны, крупные и малые города и т.д.
Картина демографических различий становится
о<

[стр.,117]

очевидной при сопоставлении регионов со сравнительно стабильным уровнем экономики и низким уровнем или зон, для которых характерны вооруженные конфликты, и так называемых спокойных зон.
Нами уже обращалось внимание на то, что преступность как социально детерминированное явление чутко реагирует на изменения общественной жизни, экономических условий и т.д.
Поэтому и необходим территориальный криминологический анализ, который, во-первых, помогает выделить зоны с наиболее высокой интенсивностью преступности, во-вторых, дает возможность правильно распределить силы и средства, необходимые для борьбы с преступностью.
Для изучения преступности в различных регионах, подчеркивают ученые, особо следует выделять для анализа убийства.
По мнению этих же ученых, именно убийства «сигнализируют» о том, какая в регионе реальная криминальная ситуация1.
Заметим, однако, что важно еще получать.
«сигналы» и о других насильственных преступлениях против личности, хотя в системе и этих деяний
центральное место занимают именно убийства.
До конца 70-х и середины 80-х годов убийства относились в основном к сфере быта, досуга и свободного времени, мотивами их совершения были главным образом месть и зависть, ревность, так называемые «сексуально-маньячные» (или просто сексуальные) мотивы, супружеская неверность, хулиганские побуждения, корысть и т.д.
В это время мало кто говорил об экономической преступности, а тем более о теневой экономике, экономической реформе, рыночных отношениях и т.д.
Доля убийств, совершаемых по указанным мотивам, составляла 96 %.
К концу 80-х годов этот показатель снизился до 78 %, а к середине 90-х годов — до 65 %.
В 1998 году он составил уже 60 %.
Сейчас убийства «перекачи1 См.: Динамика и структура преступности в России (анализ тяжких преступлений).
М., 1996.
С.
44 45, 56 60.
М а и и с Г.Ю.
Деревенские убийства и убийцы И Проблемы преступности.
Вып.
2.
М.-Л., 1997.
С.
84.

[Back]