Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 54]

ум ственного характера.
Закономерно, что Т .Д езам и считал враж дебны м прогрессу лю бое ограничение свободы дискуссии, а Л .Ф ей
србах что книги следует защ ищ ать так ж е, как ж изнь граждан.
В ед ь оригинальны е книги
это не что иное, как "солнца в ночи врем ен" (К .А .Гельвеций).
Как известно, В .В ернадский считал необходим ы м сущ ествован и е исклю чаю щ их друг друга интеллектуальны х представлений и систем .
И бо точка зрения, как писал
Х .Г .Г адам ер , которая возвы ш ается над другим и в роли истинного тож дества проблем ы , есть чистая иллю зия23.
В о т почем у м еж ду истинно и наукой и религией конфликта не сущ ествует.
М и стикам и были
А.ЭинштеГш, И .Бор, Э.Ш редиигср, Т .де Ш арден 24.
И у М .Х айдеггера человеческая история, философия и политика не детерминированы в м арксистском смы
сле25.
Создание истин трудное дело, говорил Ф .Н и ц ш е.
Н едаром вербализацию мысли Л Ш е с то в считал "целы м и скусством ", котором у у М .Х айдеггера сопутствует уж ас творческой тоски, далекий м ирном у сам одовольству ую тны х занятий26.

В целом , мы ш ление человека является настолько сложным, хрупким и тонким процессом, что почти всякое организационное насилие уничтож ает его.
П о мнению П
ЛО ркевича, в человеческом духе есть то, что католики н азы ваю т "сверхдолж и ы м и делами у С вяты х свои х"27.
Закономерно поэтом у, что своб од а слова, культурный, религиозный, политический плю рализм и сегодня остаю тся предметом главной заботы интеллигенции в
посттоталитарпы х странах.
Именно здесь писателю уместно ощ утить себя на м есте сам о го вы сокого п олитического -деятеля {А .Д о
иже»iко).
23 Гадамер Х.Г.
Истина и метод.
М.: Прогресс, 1988.
С.
442
24 Гроф С.
Целительные возможности необычных состояний сознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
М.: Прогресс, 1990.
С.
455-467
Хайдеггер М.
Разговор на проселочной дороге, М.: Высшая школа, 1991.
С.
146
26 Хандеггер М.
Что такое метафизика // Новая технократическая
полна па Западе.
М.: Прогресс, 1986.
С.
40-41 27 Юркевич П.
Философские произведения.
М.:
Прапла, 1990.
С.
182 55
[стр. 57]

для лиц, облеченных властью.
[489] Не удивительно также, что интеллектуальная свобода для А.Сахарова была единственной гарантией от заражения народа массовыми мифами.
Как принято считать, от интеллектуальной политической активности человека нельзя требовать большего, чем только распространения мнений, в которые он верит сам.
Ведь интеллектуальная истина добывается в усилиях, главным образом, нравственного и умственного характера.
Закономерно, что Т.
Дезами считал враждебным прогрессу любое ограничение свободы дискуссии, а Л.Фейербах
что книги следует защищать так же, как жизнь граждан.
Ведь оригинальные книги
это не что иное, как "солнца в ночи времен" (К.-А.Гельвеций).
Как известно, В.Вернадский считал необходимым существование исключающих друг друга интеллектуальных представлений и систем.
Ибо точка зрения, как писал
XГ.Гадамер, которая возвышается над другими в роли истинного тождества проблемы, есть чистая иллюзия.[490] Вот почему между истинной наукой и религией конфликта не существует.
Мистиками были
А.Эйнштейн, Н.Бор, Э.Шредингер, Т.де Шарден.[491] И у М.Хайдеггера человеческая история, философия и политика не детерминированы в марксистском смысле.
[492] Создание истин трудное дело, говорил Ф.Ницше.
Недаром вербализацию мысли Л.Шестов считал "целым искусством", которому у М.Хайдеггера сопутствует ужас творческой тоски, далекий мирному самодовольству уютных занятий.

[493] В целом, мышление человека является настолько сложным, хрупким и тонким процессом, что почти всякое организационное насилие уничтожает его.
По мнению П.Юркевича,
в человеческом духе есть то, что католики называют "сверхдолжными делами у Святых своих".[494] Закономерно поэтому, что свобода слова, культурный, религиозный, политический плюрализм и сегодня остаются предметом главной заботы интеллигенции в посттоталитарных странах.
Именно здесь писателю уместно ощутить себя на месте самого высокого политического деятеля (А.Довженко).

Как доказали Д.Лакофф и М.Джонсон, идея существования абсолютной объективной истины опасна в социальном и политическом плане.[495] Ведь каким бы значительным не было логическое воздействие мысли на историю, человеческое мышление все равно следует толковать психологически, а не как логически обусловленный процесс.[496] Не случайно Х.Ортега-и-Гассет называл рационализм одной из форм интеллектуального ханжества, а А.Бирс определял "реализм", как искусство изображения природы с точки зрения лягушки.[497] "Я мыслю это не источник, это завеса", говорил Г.Марсель.
[498] Для А.Уайтхеда ментальность есть фактор упрощения, а интеллектуальная видимость, в свою очередь, упрощенным выражением реальности.
Видимо, по этой же причине А.Вайда отрицал примат политической идеи в ущерб человеческому счастью,[499] а П.Валери говорил о разуме, действующем вопреки природе человека.
Чем больше развивается разум, тем меньше остается места воображению, писал аббат Трюбле еще в 1735 г.
Истинно свободен лишь тот, кто обращается с идеями, не полагаясь исключительно на логику.
Ведь логика, как писал Р.Гари, подобна тюрьме, а строгие принципы способны не только озарить мир, но и сжечь его.
Для Г.Моска гонения и кровопролития всегда предпринимались именем доктрин, провозглашавших свободу, равенство и братство.
Поэтому требование, чтобы наши идеалы были осуществлены в действительном мире, есть тюрьма, из которой мудрости следует давно освободиться, писал Б.Рассел Любые идеи остаются, в конечном счете, обскурантистскими.
Любое слово, писал А.Богданов, не только закрепляет содержание опыта, но и стесняет его.
Слово есть догмат,

[стр.,104]

[470] Шимечка М.
Мой товарищ Уинстон Смит.
Проблемы Восточной Европы, 1989, № 27-28.-С.
251.
[471] Оболонский А.
Бюрократическая деформация сознания и борьба с бюрократизмом.
Советское государство и право, 1987, № 1.
С.
56.
[472] Гилберт Д., Малкей М.
Открывая ящик Пандоры: социологический анализ высказываний ученых.
М.: Прогресс, 1987.
С.
29.
[473] Селье Г.
От мечты к открытию: как стать ученым.
М.: Прогресс, 1987.
С.
149.
[474] Мелье Ж.
Завещание.
Т.
3.
М.: Изд-во АН СССР, 1954.
С.
338.
[475] Schumpeter J.
Capitalism, Socialism and Democracy.
London: George Allen, 1976.
P.
271.
[476] Ламетри Ж.
Сочинения.
M.: Мысль, 1983.
С.
304, 320.
[477] Tocqueville A.
Democracy in America.
Vol.
1.
N.-Y.: Arlington House.
P.
168-169, 169, 170, 171.
[478] Баткин Л.
Возобновление истории // Иного не дано.
М.: Прогресс, 1988.
С.
163.
[479] Феофанов Ю.
Граждане и власти.
Известия, 1989, 1 ноября.
[480] Уэбстер Д.
Создание свободных и независимых средств массовой информации // Материалы о свободе.
USA: Изд-во USIA, 1998.
Р.
3.
[481] Солженицын А.
Нобелевская лекция.
Новый мир, 1989, № 7.
С.
142.
[482] Голдберг С.
Доступнють шформацп для громадськоси // Доповщь про свободу № 6.
USA: Вид-во USIA, Regional Program Office, 1998.
P.
5.
[483] Вернадский В.
Философские мысли натуралиста.
М.: Наука, 1988.
С.
104.
[484] Джилас М.
Лицо тоталитаризма.
М.: Новости, 1992.
С.
288.
[485] Прайс Д.
Наука, техника и Конституция.
Америка, 1987, № 370 (сентябрь).
С.
5.
[486] Менерт К.
О русских сегодня.
Что они читают, каковы они.
Иностранная литература, 1987, № 11.
С.
181.
[487] Salteris S.
Tales of Northern Athens.
Moscow News, 1990, № 43.
P.
16.
[488] Тойнби А.
Постижение истории.
M.: Прогресс, 1991.
С.
605.
[489] Капп И.
О причинах насилия в США.
Америка, 1972, январь.
С.
15.
[490] Гадамер Х.-Г.
Истина и метод.
М.: Прогресс, 1988.
С.
442.

[491] Гроф С.
Целительные возможности необычных состояний сознания // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.
М.: Прогресс, 1990.
С.
455-467.

[492] Хайдеггер М.
Разговор на проселочной дороге.
М.: Высшая школа, 1991.
С.
146.

[493] Хайдеггер М.
Что такое метафизика // Новая технократическая
волна на Западе.
М.: Прогресс, 1986.
С.
40-41.
[494] Юркевич П.
Философские произведения.
М.:
Правда, 1990.
С.
182.
[495] Лакофф Д., Джонсон М.
Метафоры, которыми мы живем // Язык и моделирование социального взаимодействия.
М.: Прогресс, 1987.
С.
148.
[496] Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
397.
[497] Bierce A.
Tales and Fables.
М.: Прогресс, 1982.
Р.
461.
[498] Марсель Г.
Быть и иметь.
Новочеркасск: Сагуна, 1994.
С.
24.
[499] Вайда А.
Бесстрашие памяти.
Огонек, 1989, № 5.
С.
10.
[500] Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
404.
[501] Ницше Ф.
По ту сторону добра и зла.
Вопросы философии, 1989, № 5.
С.
127-128.
[502] Берберова Н.
Железная женщина.
М.: Книжная палата, 1991.
С.
300.
[503] Бакунин М.
Философия, социология, политика.
М.: Правда, 1989.
С.
435.
[504] Сорокин П.
Проблема социального равенства и социализм.
Коммунист, 1990, № 12.
С.
79.
[505] Корнуэлл Д.
Козни дьявола или буйство фантазии.
За рубежом, 1992, № 11.
С.
15.
[506] Revel J.-F.
Democracy Against Itself.
USA: Free Press, 1993.
P.
91-92.
[507] Гумбольдт В.фон.
Язык и философия культуры.
М.: Прогресс, 1985.
С.
74, 76.
[508] Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Т.
7.
С.
280.
[509] Грин Г.
Путешествие без карты.
М.: Прогресс, 1989.
С.
224.

[Back]