Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 67]

существует давно, и что бы не говорили по этому поводу гуманисты, общество не может существовать без иерархии и неравенства72.
У И.Степанова политические отнош ения делятся
па субстанциональные (между классами, нациями и др.); субстанциональноинституциональные (между народом, классами, нациями, личностью с одной стороны, и политической системойс другой); институциональные (внутри политической системы)71.
В структуре политической реальности Б.Курашвили усматривал проявление закона минимально необходимой централизации.
В целом же, анализируемое этими и другими авторами качество структурности политической активности
даст значительные объясняющие возможности в интерпретации работы механизмов правового регулирования, В лю бом обществе соединены не только экономика и политика, социальное и религиозное, но и самые элементарные, равно как и самые утонченные проявления духа74.
Структурность проистекает из качества сложности, поэтому там, где невозможно или затруднительно объяснить структуру и связь элементов, мы признаем особую сложность мира, писал Ж
.М.Лсге, За множественностью элементов политики стоит неисчерпаемость самой реальности.
Именно это обстоятельство приводит нас к неприятию тоталитаризма и интеллектуальной диктатуры.
Н а основе неопределенности легче строить здание демократии.
Если истина неизвестна никому, все имею т право ее искать.
Демократия дрейф ует в неизвестном направлении,
ио в ней, пусть и с оговорками, реализуется эвристический* потенциал каждого из участников, и это способно вдохновлять общество даже в глубоком кризисе.
72Зиновьев А.
Ныо Йорк: Пара беялум.
• М.: Московский рабочий, 1991.
С.
122 71Степанов И.
Конституция и политика.
М.: Наука, 1984.
• С.
36 74Блок М.
Апология истории.
М.: Наука» 1987.
С.
106 68
[стр. 7]

кто наслаждается статусом безответственности.[25] Впрочем, еще у Аристотеля "прямо от рождения некоторые существа различаются [в том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие к властвованию".[26] Х.Ортега-и-Гассет делил общество на людей действия и созерцания,[27] а Э.Фромм на тех, кому все небезразлично, и тех, кому "на все наплевать".
У Т.Дезами государство подразделяется просто на активных и пассивных граждан.
[28] В вечном существовании иерархии был убежден Г.Моска.
Древность традиции политического манипулирования людьми признавал и Д.Рисмен.[29] Люди истощают свой разум, изыскивая шансы к продвижению вперед, писал К.Ясперс.
А.Тойнби различал политически творческое меньшинство и нетворческое большинство.[30] В более широком смысле об этом же писал Э.Хикель.[31] У Платона разделение между правителями и управляемыми служит разделением труда, основанным на естественном неравенстве хозяев и рабов, мудрых и невежественных.
У А.Зиновьева люди делятся на исключенных из активной социальной деятельности, и вовлеченных в нее,[32] а у Ч.Милоша на тех, кто говорит, но знает мало; и тех, кто молчит, зная многое.[33] А.Богданов писал о полюсах "мысли и слова" и "мускульной работы", а Д.Дьюи о том, что одни и те же обстоятельства делают одних людей хозяевами, а других рабами.[34] В известном смысле, на долю одной части человечества выпадает созидание мира, а на долю другой его сохранение.
Иерархическое сознание, писали В.Эфроимсон и Е.Изюмова, является порождением советской авторитарной системы,[35] однако, на самом деле оно формировалось всей человеческой историей.
Политическое устройство с "балдахином единовластия наверху"[36] существует давно, и что бы не говорили по этому поводу гуманисты, общество не может существовать без иерархии и неравенства.
[37] У И.Степанова политические отношения делятся на субстанциональные (между классами, нациями и др.); субстанционально-институциональные (между народом, классами, нациями, личностью с одной стороны, и политической системой с другой); институциональные (внутри политической системы).
[38] В структуре политической реальности Б.Курашвили усматривал проявление закона минимально необходимой централизации.
В целом же, анализируемое этими и другими авторами качество структурности политической активности
дает значительные объясняющие возможности в интерпретации работы механизмов конституционного регулирования.
В любом обществе соединены не только экономика и политика, социальное и религиозное, но и самые элементарные, равно как и самые утонченные проявления духа.

[39] Структурность проистекает из качества сложности, поэтому там, где невозможно или затруднительно объяснить структуру и связь элементов, мы признаем особую сложность мира, писал Ж.-М.Леге.
За множественностью элементов политики стоит неисчерпаемость самой реальности.
Именно это обстоятельство приводит нас к неприятию тоталитаризма и интеллектуальной диктатуры.
На основе неопределенности легче строить здание демократии.
Если истина неизвестна никому, все имеют право ее искать.
Демократия дрейфует в неизвестном направлении,
но в ней, пусть и с оговорками, реализуется эвристический потенциал каждого из участников, и это способно вдохновлять общество даже в глубоком кризисе.
Поскольку эволюция любой системы ведет к увеличению количества ее внутренних элементов и связей между ними, [40] усложнение структуры демократического процесса в посттоталитарных странах является естественным.
Однако, в отдаленной перспективе, такое усложнение угрожает структурным распадением общества на враждебные классы и личности.
[41] Так или иначе, цивилизация Западной Европы традиционно

[Back]