Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 79]

ней частная воля вытеснит всеобщ ую, лиш ить се власти; причем сделано это должно быть посредством публичного заявления, обладаю щ его абсолю тной силой воздействия, в результате чего с этого м ом ента все действия верховной государственной власти теряю т всякое значение.
Нельзя, не следует допускать, чтобы власть обособлялась сама посредством собственного суждения; это было бы восстанием; ибо эта чистая власть состоит из множ ества частных воль, которы е, следовательно, не могут конструироваться в общ ую волю.
О днако вторая, общая воля объявляет, что это множ ество в качестве сообщ ества, или чистой власти, объединено с идеей всеобщ ей воли, поскольку эта
иола больше не присутствует в предш ествовавш их властителях"126.
Н есмотря на трудности изложения, главная мысль, как представляется, здесь выражена достаточно лапидарно.
Позднее эту
мыспь воспроизвел Ю .Хабермас, говоря, например, что систему финансового оборота, а также экономическую власть, равно как и власть граж данской администрации в структурно сложных современных общ ествах можно лишь сдерживать.
Однако в лю бом случае эта власть долж на быть отделена от коммуникативных сфер общ ества, устранена из пространства общественной мысли и частной жизни, природа которых им еет спонтанный характер.
В противном случае враждебная спонтанности бюрократическая рациональность проникнет в повседневную ж изнь людей.
Чтобы этого не случилось, система гражданской коммуникация
127 *'* должна оберегать границы своего мира .
Поэтому>как писал Ю .Х абер мае, "мы долж ны различать власть, рождающ уюся в процессе коммуникации, и административно применяемую власть.
В деятельности политической общ ественности встречаются и перекрещиваются два противополож ных процесса: с одной стороны, коммуникативное формирование легитимной власти, которая
126Гегель Г.В.Ф.
Политические произведения.
М.: Паука, 1978.
С.
222 127 Хабермас 10.
Социальная проекция Фрейда и утопия общества.
Философская и социологическая мысль, 1990, № 2.
С.
90 80
[стр. 14]

сделано это должно быть посредством публичного заявления, обладающего абсолютной силой воздействия, в результате чего с этого момента все действия верховной государственной власти теряют всякое значение.
Нельзя, не следует допускать, чтобы власть обособлялась сама посредством собственного суждения; это было бы восстанием; ибо эта чистая власть состоит из множества частных воль, которые, следовательно, не могут конструироваться в общую волю.
Однако вторая, общая воля объявляет, что это множество в качестве сообщества, или чистой власти, объединено с идеей всеобщей воли, поскольку эта
воля больше не присутствует в предшествовавших властителях".[110] Несмотря на трудности изложения, главная мысль, как представляется, здесь выражена достаточно лапидарно.
Позднее эту
мысль воспроизвел Ю.Хабермас, говоря, например, что систему финансового оборота, а также экономическую власть, равно как и власть гражданской администрации в структурно сложных современных обществах можно лишь сдерживать.
Однако в любом случае эта власть должна быть отделена от коммуникативных сфер общества, устранена из пространства общественной мысли и частной жизни, природа которых имеет спонтанный характер.
В противном случае враждебная спонтанности бюрократическая рациональность проникнет в повседневную жизнь людей.
Чтобы этого не случилось, система гражданской коммуникация
должна оберегать границы своего мира.
[111] Поэтому, как писал Ю.Хабермас, "мы должны различать власть, рождающуюся в процессе коммуникации, и административно применяемую власть.
В деятельности политической общественности встречаются и перекрещиваются два противоположных процесса: с одной стороны, коммуникативное формирование легитимной власти, которая
рождается в свободном от всякой репрессивности процессе коммуникации политической общественности, а с другой такое обеспечение легитимности через политическую систему, с помощью которой административная власть пытается управлять политическими коммуникациями".[112] Б.Рассел также различал два вида крупномасштабной политической активности.
С одной стороны, как он считал, общественная безопасность требует централизованного правительственного контроля, который может расшириться до размеров мирового правительства.
С другой же стороны, гражданское общество движется по пути прогресса, конкурирующего с социальным порядком.[113] Ситуация при этом осложняется еще и тем, что в интересах прогресса человечество вынуждено допускать если не все, то многое.
Неудивительно поэтому, что в сознании современного человека все конфликты могут однажды слиться в фундаментальное противостояние: общество власть, духовный истэблишмент и духовный контристэблишмент.
[114] По убеждению Р.Рейгана, любая демократия является системой ограничения государственной власти, в результате которого политика и правительство играют лишь второстепенную роль по сравнению с подлинными ценностями жизни, которыми выступают семья и вера.
[115] Впрочем, тезис о том, что высший долг люди имеют по отношению к своим родственникам, а не общиной или государством, не является исключительно западным.
Цели государства хоть и широки, но ограничены.
Традиционно ими являются безопасность, счастье и сохранность как общества в целом, так и его отдельных частей, писал П.-А.Гольбах.
Следовать этому правилу на практике оказалось непросто.
И хотя суверен, по замыслу Ж.-Ж.
Руссо, должен был всецело посвятить себя охране человеческой свободы, [116] защите гражданской свободы посвящается сегодня лишь небольшая часть правительственных прерогатив.[117] На практике правительства в гораздо большей степени заботит стабильность и порядок.
Еще Ф.Бэкон характеризовал государственную активность как обуздывающую, укрощающую и подчиняющую себе

[Back]