«А кандидат-то не настоящий»! «Диссернет» взялся за Таджикистан
Замени РФ на РТ, и ты ученый!
Республика Таджикистан до прошлого года являлась единственной постсоветской страной, которая и по истечению четверти века независимости все еще заверяла свои научные работы в Москве. Большинство этих работ защищались в самом Таджикистане, но диплом о присуждении научной степени выпускался российским ВАК. В обязанности ВАК России входило и ознакомление с содержанием диссертации. Большое количество присужденных научных степеней таджикским ученым еще полтора года назад удивляло российского премьер-министра Дмитрия Медведева:
Ничего не хочу сказать плохого, но назову как факт. На первом и на втором месте — Таджикский национальный университет и Академия образования Таджикистана: по 40 докторских и кандидатских защит в 2015 году. Тут есть еще, чем заниматься и о чем подумать.
Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ, 2016 г.
В начале 2018 года этот
факт заинтересовал «Диссернет», сообщество волонтеров, которое ставит
своей целью разоблачение плагиата в научных работах. По состоянию на
7-ого апреля 2018 года, согласно сообщению
таджикского независимого сайта «Ахбор», работы уже 12 таджикских ученых
подверглись анализу «Диссернета», и, по рекомендации данного
сообщества, российские диссертационные советы порекомендовали ВАК РФ
лишить троих кандидатов их научных степеней. Реакция со стороны
пользователей таджикского сегмента Фейсбука не заставила себя ждать.
Большинство приведенных в списке имен работают в сфере образования и преподают в высших учебных заведениях Таджикистана, некоторые занимают и высокие кресла – например, проректора. Среди остальных можно выделить Гулмахмадова Давлатшо Курбоналиевича, председателя Хатлонской области страны, самого большого региона Таджикистана, откуда происходят нынешние власти республики. Вот так выглядит таблица заимствований научной работы кандидата экономических наук Гулмахмадова, защищенной еще в 2009 году.
А комментарии «Диссернета» по работе молодого таджикского ученого, Саидова Шохина Нуровича, доцента Кафедры уголовного права юридического факультета Таджикского национального университета, еще более удивительны:
«Данная диссертация, возможно, придется по вкусу тем, кто сожалеет о распаде СССР. Читая сей научный труд, вы сможете ощутить, как уголовное и таможенное законодательство России и Таджикистана, плавно перетекая друг в друга, в итоге становятся практически неотличимы; как «таможенная граница России» становится «таможенной границей РТ» (Республики Таджикистан), «УК РФ» – «УК РТ», Таможенные кодексы РФ (1993 и 2004 гг.) – «Таможенным кодексом РТ» (2004 г.), «постановления Пленума Верховного Суда РФ» – «постановлениями Пленума Республики Таджикистан», а российские ученые-правоведы – таджикскими…».
Яблоко от яблони?
Кандидат юридических наук (возможно, уже скоро бывший кандидат), народный депутат и отличник образования Таджикистана, а также лауреат премии имени Исмоили Сомони, самой престижной научной награды Таджикистана, Шохин Саидов хорошо знаком с уголовной ответственностью за контрабанду, поскольку защитился на эту тему, но ему придется хорошо подучить и закон по авторскому праву, ели он хочет отстоять свою степень.
Внимание к этому молодому правоведу, который еще в 2011 году, в 27 лет, защитил свою кандидатскую, а в этом июне намеревался защитить и докторскую, став в 34 года одним из самих молодых докторов наук в стране, заострено из-за того, что он является сыном министра образования Таджикистана. Сам министр Нуриддин Саид также недавно был в центре скандала, связанного с уровнем своего собственного образования, о чем писал и CAAN.
«Этот «Диссернет» оказывается разоблачает только copy &
paste. Заодно скажи же, откуда и за сколько они купили «научную работу».
«Кто ты такой, давай дасвидания»
Тем временем, научные круги в Таджикистане не стали отсиживаться в обороне и предприняли контр-атаку на «Диссернет» по принципу «ты сам кто такой?». Государственное национальное информагентство «Ховар» опубликовало материал, названный «журналистским расследованием», с целью выяснения происхождения «Диссернета». В начале этого материала приводится письмо ВАК РФ в ответ на официальный запрос Академии наук Таджикистана, в котором утверждается, что ВАК РФ не имеет отношения к «Диссернету». А дальше авторы «расследования» приводят биографии учредителей «Диссернета» и пишут:
«Однако, тут возникает еще один подвопрос – а судьи кто? Ведь биографии организаторов этого сайта дают основание полагать, что здесь не исключены политические, групповые и партийные цели».
«Диссернет», согласно описанию, приведенному на его сайте, является
«вольным сетевым сообществом экспертов, исследователей и репортеров, посвящающих свой труд разоблачениям мошенников, фальсификаторов и лжецов».
Саади Махди, преподаватель Таджикского национального университета, в своем Фейсбуке, пишет:
«…Нужно сказать, что веб-сайт «Диссернета» не является официальным, а наоборот, является бизнесом одной группы. Если враги таджикского народа и государства, которые, к сожалению, также являются таджиками, очерняют наших сограждан, чтобы заодно очернить и наше правительство, почему это радует вас, я не понимаю….Следующие вопросы должны интересовать журналиста:
- Почему научные работы именно чиновников и их сыновей стали предметом «расследования» этого сайта?
- Кто такие сами оппоненты, какие у них научные степени и направления?
- Их научные направления соответствуют ли направлению расследуемой научной работой?…»
Не все согласны с позицией обсуждения «Диссернета» вместо обсуждения плагиата в самих научных работ.
«…Официальный или не официальный сайт, неважно. Здесь вора
задержала группа людей, а не милиция, и теперь другая группа осуждает
первую группу за то, что они задержали вора, не имея на то право…»
«То, что «Диссернет» не является официальным, изменит что-то? Разве можно как-то объяснить текст, где слово «свиноводство» поменяли на «овцеводство»? Что скажите насчет «Федерации Таджикистана?». Когда разоблачили вора, какая разница, кто является разоблачителем?»
В прошлом году Таджикистан создал свой ВАК и первые национальные диссертационные советы при Таджикском национальном университете. В то же время, страна продолжает сотрудничество с российским ВАК.