Птенцы гнезда Литвиненко
Сетевое сообщество «Диссернет», в свою очередь, обнаружило целое «гнездо Литвиненко», обитатели которого в своих научных работах меняли только титульные листы.
До последней буквы
Судебная тяжба идет медленно, но верно. Защита Сергея Литвиненко для затягивания дела использовала последний патрон – подала ходатайство о лингвистической экспертизе диссертаций.
Среди вопросов, которые задает экспертам сторона Литвиненко, есть откровенно курьезные. Например, по какой специальности написаны обе диссертации: по исторической или педагогической? Как будто разница может хоть как-то объяснить добуквенное совпадение десятков страниц текста.
Эксперты должны установить, есть ли совпадения текстов в диссертациях Рогулина и Литвиненко. Хотя совпадения видны невооруженным глазом. Еще вопросы: кто является изначальным автором текстов? соблюдаются ли правила цитирования в обеих диссертациях? Продолжения судебного разбирательства стоит ожидать осенью.
Попали под мельницу
Однако опыт расследований «Диссернета» показывает, что фальшивые диссертации по одной не появляются. Достаточно вспомнить «гнезда» при Российском государственном гуманитарном университете – более пятидесяти фальсифицированных защит, и Российском государственном социальном университете – около ста.
Андрей Заякин, эксперт «Диссернета», рассказывает:
- Найдя «тараканов» в диссертации Литвиненко, мы включили «мельницу». Результаты проверки его учеников и тех, кто связан с ним через диссертационный совет, через оппонирование на защите, оказались фантастическими!
Первым, кого зацепило «мельницей», оказался Александр Иванович Сальников, сейчас – ректор Смольного института Российской академии образования.
В 2002 году он защитил кандидатскую диссертацию «Педагогические условия использования моделей дифференцированного обучения в образовательном процессе высших военно-учебных заведений России». Научным руководителем Александра Сальникова был Сергей Литвиненко.
Похоже, Литвиненко не только руководил работой Сальникова, но и «сделал» всю эту работу. «Изучение текста диссертации А. И. Сальникова показывает, что он полностью тождествен тексту диссертации его научного руководителя С. В. Литвиненко. Можно вполне утверждать, что данные диссертации отличаются лишь титульными листами. Полное тождество текстов распространяется в том числе и на заключение работы, которое, по определению, должно отражать новизну и индивидуальный вклад автора в работу», – утверждают эксперты.
То есть в 2000-м защитился Рогулин, в 2001-м – Литвиненко, «позаимствовавший» две сотни страниц Рогулина и еще несколько десятков шести других авторов, а в 2002-м защитился Сальников, взяв «работу» своего научного руководителя оптом.
В том же 2002 году под эгидой Литвиненко защитился Юрий Перевозник (его кандидатская по педагогике, по данным «Диссернета», неприлично дословная «цитата» работы Андрея Пырского 1999 года). Сейчас Перевозник трудится под руководством Александра Сальникова, в том же Смольном институте, на посту начальника отдела управления качеством.
В 2003 году Сергей Литвиненко поруководил научной деятельностью Гранта Аракелова. Тот стал кандидатом педагогических наук, защитив диссертацию «Организационно-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников органов местного самоуправления», которая слово в слово повторяет диссертацию, в 2001 году защищенную Эдуардом Белецким: «Педагогические аспекты формирования социально-психологической компетентности работников таможенной службы».
Работы почти идентичны, заменен лишь титульный лист. То, что «работники таможенной службы» трансформировались в «сотрудников органов местного самоуправления», неудивительно: Грант Аракелов является главой МО «Смольнинское», в котором депутатствует Сергей Литвиненко. Как тесен научный мир!
К слову, сам Белецкий, работой которого попользовался Аракелов, был замечен в тотальном заимствовании диссертации Ольги Софроновой 1998 года.
Зацепило осколками
Позже Литвиненко оставил хлопотную долю научрука и начал оппонировать. «Диссернет» нашел как минимум четыре фальшивые диссертации, в которых он был официальным оппонентом. Например, Елены Валерьевны Тимофеевой (2007 год) и Марины Владимировны Сперанской (2009 год, сейчас работает в Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России).
Все четыре защиты проходили в одном диссертационном совете: 205.003.03 Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, в котором обнаружилось уже девять работ, выполненных по схеме «меняем титульный лист и становимся кандидатами педагогических наук». И хотя эти истории к Литвиненко непосредственного отношения не имеют – слава и почетный титул «основателя гнезда» все равно достаются ему.
– В «гнезде Литвиненко» уже около двадцати кейсов, – поделился с «Новой» Андрей Заякин. – «Мельница» продолжает работать точной наводкой – мы ищем по конкретным аффилиациям и распутываем этот клубок диссероделов.
«Новая» будет следить за развитием охоты.
Клубок диссероделов
Масаев Виктор Николаевич (2011),
Масаева Татьяна Владимировна (2011),
Домаев Евгений Владимирович (2011),
Ахватова Юлия Рашитовна (2011),
Москвин Николай Владимирович (2011),
Багрова Нэля Геннадьевна (2012),
Каплушев Смагиль Сагитович (2006),
Гильманов Фарит Фаррахович (2008),
Кузнецова Елена Викторовна (2011).