Тюремные науки: от фальшивых диссертаций до пыток
Андрей Ростовцев |
Итак, в помпезном помещении с огромным золоченым гербом страны за длинным столом расположились две дюжины докторов юридических наук, часть которых были при погонах. Рядом со мной занял место пожилой фсиновец с пунцовым лицом, который всё время интересовался, будет ли в конце банкет. Традиция устроения банкетов при присвоении ученой степени не нова, но при лишении… Хотя, какая тут разница. Присутствовавшие на заседании ученые с нескрываемым высокомерием уверяли нас, что списанные диссертации их коллег по службе наполнены новым научным содержанием, которое трудно понять неспециалистам в их области тюремных наук.
Фсиновец-генерал доказывал, что точное совпадение данных статистики по одному региону за такой-то год с данными по совсем другому федеральному округу за совсем другой год не противоречит здравому смыслу. «Ну, вы же математики, — говорил он, — вы же понимаете, что есть ненулевая вероятность такого совпадения». Я быстренько прикинул вероятность того, что сотни случайных чисел совпадут с точностью до второго знака после запятой. Получалось, что ждать такого события в рязанской академии пришлось бы время, сравнимое с возрастом Вселенной.
Но упорный генерал никак не хотел видеть, что диссертация его коллеги была полностью сдута с чужой диссертационной работы вместе со всеми цифрами и опечатками, которые соискатель по лености ума оставил без изменения. Другой академик фсиновских наук про защиту диссертации, сводившейся к замене титульного листа на чужой работе, уверял нас, что в области тюремных наук трудно придумать что-то новое, и поэтому все научные диссертации обязаны быть похожи одна на другую.
Глядя на этот шабаш главных тюремщиков страны, легко было понять, что изощренное издевательство над здравым смыслом тюремщиков-учителей не может не приводить к издевательствам физическим с участием их учеников рангом пониже. Становилось страшно при одной мысли о масштабе ментального убожества, бессовестного вранья и бессмысленного высокомерия этих академиков тюремных наук.
Тогда, на заседании диссертационного совета в Рязани, фсиновские академики своих нерадивых диссертантов отмазали. Только в результате дальнейшей работы сообщества «Диссернет» удалось добиться лишения их ученой степени, а совет в Рязани был окончательного закрыт.
Андрей Ростовцев
ФСИН в «Диссернете»
Лариса Мелихова |
База данных «Диссернета», посвященная высшим учебным заведениям, — «Диссеропедия вузов» насчитывает пять организаций ФСИН: три учебных и одна научно-исследовательская. Если отсортировать список по числу кейсов участия сотрудников в защите липовых диссертаций, то первое место займет — кто бы вы думали? — та самая Академия ФСИН в Рязани (39 кейсов), ученые которой боролись до последнего, чтобы только не признать списанную диссертацию списанной.
Все эти прекрасные люди и сейчас продолжают свою трудовую деятельность на ниве просвещения молодежи. На странице Академии красуется и тот самый ныне закрытый диссовет, в котором происходил шабаш. Да, трех его подопечных лишили степени — только нам ничего не известно о том, чтобы эти люди лишились своих высоких должностей.
Два издаваемых Академией журнала, входящие в перечень ВАК, также стали «героями» «Диссернета», попав в «Диссеропедию журналов» за множественные нарушения: накрутку цитирования, требования рецензии от авторов, некорректные публикации — ну и, конечно же, за диссероделов в редколлегии. Таковы, например, главный редактор журнала «Человек: преступление и наказание» докт. юрид. наук Александр Яковлевич Гришко, который являлся оппонентом на одной и научным руководителем на трех липовых защитах (в том числе лишенного степени ст. преподавателя Академии ФСИН России А. Н. Бурчихина), что не мешает ему оставаться профессором Академии ФСИН — да, впрочем, и Бурчихину оставаться там преподавателем. На втором месте антирейтинга — Владимирский юридический институт ФСИН со своим филиалом в Иванове (15 кейсов) и журналом из перечня ВАК. На третьем месте — НИИ ФСИН (10 кейсов): спасибо им за то, что хотя бы студентов не учат своим наукам.
Ну и на последнем месте — Воронежский институт ФСИН, всего 3 кейса сотрудников, зато издаваемый «Вестник» отнесен «Диссернетом» к категории журналов с грубыми нарушениями. Выборочная проверка содержимого дала 12 публикаций с заимствованиями, не считая других нарушений.
В новостях нам говорят о том, что после скандала с пытками заключенных в Ярославской колонии службу ФСИН, возможно, будут реформировать: предполагается, что после деления на две части ее работа существенно улучшится и пытки в колониях прекратятся. В связи с этим у «Диссернета» есть вопрос: а будут ли реформированы образовательные организации ФСИН?
Нам кажется, что для начала стоило бы уволить с должностей людей, которые уже попались на вранье и некомпетентности, но продолжают обучать своим навыкам студентов; тогда от реформы, возможно, будет какой-то толк.
Лариса Мелихова
От «Диссернета»: когда статья уже ушла в печать, в нашей базе появился еще один фигурант — профессор Александр Александрович Крымов, начальник Академии ФСИН РФ, генерал-майор внутренней службы.