Заявление о Дмитрии Борисовиче Колкере
Клуб 1 июля выражает соболезнования и глубокое сочувствие родным, близким и коллегам Дмитрия Борисовича Колкера, скончавшегося 2 июля 2022 г. в московской больнице, куда он был доставлен из следственного изолятора.
Клуб 1 июля выражает решительный протест против действий следственных органов в отношении доктора физико-математических наук Д. Б. Колкера. Он был арестован 30 июня в Новосибирске по обвинению в государственной измене и перевезен в СИЗО Лефортово. Ему вменялось в вину прочтение нескольких лекций для китайских студентов в 2018 году.
Следует обратить внимание на два очень существенных обстоятельства.
1) По имеющимся у нас сведениям, все лекции прошли предварительную
экспертизу (акт экспертизы приложен к данному заявлению) и получили
разрешение на вывоз за границу как не содержащие сведений, составляющих
государственную тайну. Это обычная практика при выступлении российских
ученых с докладами на зарубежных конференциях и семинарах или с лекциями
в университетах.
2) Д. Б. Колкер был арестован на больничной койке в Новосибирске и
увезен в следственный изолятор "Лефортово" (Москва) в состоянии IV
(терминальной) стадии рака поджелудочной железы (находился на
искусственном кормлении). Это бесчеловечное действие следственных
органов грубо нарушает элементарные принципы гуманизма.
Мы возмущены тем, что тяжелобольной человек был помещен под стражу (онкология IV стадии входит в состав Постановления правительства № 3 о медосвидетельствовании подозреваемых и перечне тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей от 14.01.2011), и считаем, что порядок расследования дел о государственной измене создает неприемлемо высокие риски для проведения научных работ российскими учеными, в первую очередь по наиболее важным для России научным направлениям. Как выясняется, несмотря на экспертные заключения, подтверждающие отсутствие сведений ограниченного доступа в материалах, публикуемых в научных журналах и представляемых на конференциях и семинарах, а также в лекциях для студентов, по неизвестным причинам решения экспертных комиссий могут быть в дальнейшем проигнорированы, а исследователи обвинены в разглашении государственной тайны и даже государственной измене.
Мы требуем привлечь к ответственности виновных в смерти нашего коллеги.
Акт экспертизы