Депутаты от науки. Скандалы с поддельными диссертациями не утихают

Издание:
Аргументы и факты
Дата
4 сентября 2013
Автор:
Александр Колесниченко, Иван Бородин, Евгения Брылёва

Напомним, несколько губернаторских научных работ числятся пропавшими без вести - то ли припрятаны, то ли не существуют в природе. Недавно мы получили ещё один ответ на запрос о такой работе - диссертации доктора экономнаук губернатора Сахалинской области А. Хорошавина. В правительстве Сахалина пояснили, что полётом мысли областного главы уже насладились некие эксперты, доступ к работе «ограничен вследствие массы вопросов, не относящихся к теме диссертации, и запросов конъюнктурного характера, задаваемых… при полном отсутствии какой-либо компетенции». Тактики напустить туману вокруг своих научных степеней придерживаются и некоторые депутаты Госдумы. Исследователи научного творчества народных избранников не могут найти (в научных библиотеках, куда подобные работы должны попадать автоматически) почти десятка трудов. Речь о кандидатах и докторах разнообразных наук: О. ВаленчукеД. ВолчекеА. ЛысяковеВ. ПаутовеД. СавельевеИ. СоколовойС. Чижове.

Лажа и фальшак

Как пояснила «АиФ» числящаяся в этом же списке Елена Драпеко, первый зампред Комитета Госдумы по культуре («Справедливая Россия»), претензий к ней быть не может: её кандидатская диссертация по социологии, защищённая в некой Международной академии образования, официально в России не признаётся. То есть г-жа Драпеко на звание учёного вроде как не претендует.

А вот, например, Михаил Старшинов, первый зампред Комитета по делам национальностей («Единая Россия»), на вопрос «АиФ» о пропавшей диссертации смог лишь сказать, что у него «она есть».

Самые высокопоставленные думцы, которых уже уличили в махинациях и присвоении чужих научных трудов, - заместители председателя Госдумы кандидат юрнаук В. Васильев («Единая Россия») и доктор исторических наук И. Лебедев (ЛДПР). «Изучение научных работ людей, которые называют себя элитой страны, оказалось самым простым способом проверить, каких жизненных принципов они на самом деле придерживаются, - пояснил «АиФ» Андрей Заякин, один из участников сообщества «Диссернет», кандидат физико-математических наук. - Нынешние депутаты с 1995 года защитили около 130 работ, плагиат уже точно есть в 45 работах, проверки продолжаются.

Свежие поиски подарили нам настоящий «бриллиант» - работу зампреда Комитета по собственности ­ А. Бифова (КПРФ). Его кандидатская по экономике (о механизмах инвестпроцесса региона на примере Кабардино-Балкар­ской Республики) почти целиком взята из чужой работы о... Северной Осетии.  Из 164 страниц диссертации оригинальны, похоже, лишь 7. На остальных название одной республики часто просто заменено на название другой. По бесстыдству с ним может сравниться, пожалуй, только депутат Игошин...»

Предприимчивый г-н Игошин из Комитета по предпринимательству («Единая Россия»), напомним, присосался к чужой работе по кондитерской промышленности. Заменил в тексте «шоколад» на «мясо» и стал кандидатом экономических наук. Почти полностью стянута из одной работы, как выяснилось, и кандидатская диссертация А. Русских, председателя Комитета по земельным отношениям и строительству (КПРФ), - плагиат есть минимум на 125 из 164 страниц. Лишь немного, по словам Андрея Заякина, отстаёт от коммуниста «сокол Жириновского» Илья Дроздов (ЛДПР): из чужой работы он «надрал» текста для 60 из 132 страниц своей кандидатской по социологии.

А глаза - честные!

На этом фоне депутат А. Андреев (КПРФ) выглядит даже невинно: из чужой работы по политической рекламе он «позаимствовал» куски лишь для трёх десятков страниц. Впрочем, и эти обвинения в разговоре с «АиФ» зампред Комиссии по депутатской этике Андрей Андреев отверг со следующими доводами: «Другими словами аксиому о Волге, которая впадает в Каспийское море, не передать», и вообще в русском языке лишь 33 буквы. Однако у одних из этих букв выходит «Евгений Онегин» или «Война и мир», а у других - «палёные» диссертации и порой убогие законопроекты...

Ещё один из свежепопавшихся на плагиате думцев - А. Хайруллин («Единая Россия»): докторскую работу по экономике на 50% он «списал» из своей же кандидатской. «Выводы и рекомендации докторской, - поясняет Заякин, - переписаны из кандидатской и вовсе почти на 100%, что доказывает отсутствие научной новизны. Но по правилам именно новизна - обязательный атрибут докторской работы!»

Ещё один «драгоценный камень» коллекции «Диссернет» - работа депутата Е. Афанасьевой, зампреда Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов (ЛДПР). В её «научной работе» 6 больших кусков (на 152 из 164 страниц кандидатской по истории) оказались заимствованными из чужих трудов. Рассказать «АиФ» о «муках творчества» Елена Афанасьева отказалась: «Не о чем говорить». Отчего же? Ведь это - прекрасная история! Научным руководителем депутата был уже скандально известный «научный руководитель» таких вот липовых работ доктор исторических наук А. Кобринский. Защищалась г-жа Афанасьева в не менее скандальном диссертационном совете Московского педуниверситета (МПГУ). Кстати, днём раньше Афанасьевой там же и с работой того же качества защитился ещё один депутат от ЛДПР Ю. Напсо.

Диссертационный совет МПГУ под руководством профессора Данилова поставил «художественную ковку» липовых научных степеней на поток. У Минобрнауки и Высшей аттестационной комиссии пока хватило духу отобрать степени у нескольких «даниловских» лжеучёных (среди лишенцев не было ни одного депутата или видного чиновника). А также разогнать сам диссовет - похоже, самый «гнилой», но, очевидно, далеко не единственный такой среди сотен российских диссертационных советов.

А что же «учёные»? Отбирать научную степень можно в течение трёх лет после защиты. У большинства уличённых депутатов этот срок вышел. Чиновники от образования без особого энтузиазма сейчас обсуждают идею о том, чтобы вернуться к 10-летнему сроку давности для «репрессий». Поэтому народные избранники не волнуются, делают вид, что ничего не происходит, и отказываются обсуждать проблему.

Разговаривать, похоже, и правда не о чем - и так всё понятно.

Последние публикации

Павел Котляр
В задачи диссовета не входит проверка факта фальсификации, — ответили из РУДН
Павел Котляр
В РУДН присудили научную степень хирургу за 60 выдуманных операций
Полина Ячменникова
Руководителем Высшей аттестационной комиссии стал вице-президент РАН