Сами приложили руку

Издание:
Новая газета
Дата
5 июля 2014
Автор:
Андрей Заякин

Продолжение. Предыдущие серии — здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.

Следующим после диссертационных советов (см. «Новую», № 71) кругом ада, по которому странствуют заявления «Диссернета» о лишении плагиаторов ученых степеней, являются экспертные советы Высшей аттестационной комиссии (ЭС ВАК). Сюда жалобы попадают вне зависимости от того, положительную или отрицательную «визу» дают диссоветы. И здесь «Диссернет» столкнулся с необъяснимым явлением — прекращением действия нормы Гражданского кодекса РФ о представителе по доверенности.

Что можно и что нельзя сделать по доверенности в рамках российского законодательства? Ответ хорошо известен: все юридические действия, кроме тех, что носят личный характер и о невозможности совершения которых по доверенности напрямую указано в законе. Нельзя, например, по доверенности жениться, подписать трудовой договор, договор пожизненной ренты, совершить завещание, защитить диссертацию. Все остальное — можно: обращаться в прокуратуру, суд, органы государственной власти и местного самоуправления. Поэтому и обжаловать решение государственного органа, например Министерства образования, часть функций которого возложена на диссертационный совет или экспертный совет ВАК, — можно. В частности, можно и участвовать во всех процедурах, связанных с обжалованием. В случае обжалования решения о присуждении ученой степени таких процедур две — заседание диссертационного совета и заседание экспертного совета ВАК. Коль скоро участие в этих мероприятиях не предполагает ни написания завещания, ни вступления в брак, ни защиты диссертации, очевидно, что вместо заявителя (который может находиться за границей, как я, или быть очень занятым на выборах в Мосгордуму, как наш добровольный помощник Владислав Наганов) в этих процедурах может участвовать его представитель.

Однако ВАК категорически отрицает эту норму закона и считает, что имеет право не допускать представителей на заседание ЭС ВАК. Так, в апреле-мае 2014 года наши представители с нотариальными доверенностями не были допущены на заседания ЭС по лишению степени граждан В.В. Матвеева, В.А. Дегтеревой, К.Г. Сафаралиева и К.Б. Добровой. Перед ними стал стеной уже поминавшийся нами начальник отдела ученых степеней ВАК Сергей Владимирович Игнатьев. Всякий раз нашим представителям объявлялось, что «регламент» предусматривает участие в заседании «заявителя». То, что в российском законодательстве отсутствует явный запрет на участие «представителя заявителя» в оспаривании акта Министерства образования или ВАК, господина Игнатьева не останавливало ни разу.

Впрочем, есть версия, объясняющая столь странное нерадение господина Игнатьева о российском гражданском праве и его яростную защиту ЭС ВАК от нашего присутствия. Достаточно поглядеть на роль членов ЭС ВАК в индустрии фальшивых диссертаций.

Члены экспертных советов редко попадаются сами в роли фальсификаторов (хотя в следующих публикациях мы приведем ряд исключений из этого правила). Однако эксперты ВАК подозрительно часто мелькают в качестве научных руководителей, консультантов и официальных оппонентов ворованных диссертаций, а также в качестве председателей и членов советов, присудивших ворам ученые степени. Я специально здесь употребляю слово «вор», так как для анализа вовлеченности членов ЭС ВАК в индустрию фальшака мы выбрали самый отборный плагиат. Это сэндвичи из чужих работ, на которые налеплена этикетка с именем «диссертанта». Мы отказываемся верить в непрофессионализм экспертов ВАК. Напротив, мы считаем их высокими профессионалами — в том числе в области диссерорезного искусства.

Наш любимый экспертный совет — по экономической теории. Вот некоторые из его экспертов. Ученый секретарь этого ЭС, директор института экономики и права РГГУ Надежда Ивановна Архипова — член диссовета № 212.198.01. Только у нас на сервере есть 54 фальшивых диссертации, защищенных в этом диссовете. Сама Надежда Ивановна участвовала в «многоцветных» защитах соискателя Ю.В. Мусарского и доцента РГГУ Л.И. Бадренковой.

Другой член этого ЭС, профессор Московского университета МВД России Татьяна Николаевна Агапова, была руководителем нескольких подозрительных соискателей: ректора Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелина, гражданина С.Ю. Азовского и председателя правления Дагдорбанка И.М. Гаджимагомедова.

Аспирантом члена ЭС профессора Владимира Семеновича Балабанова был профессор РАНХиГС Н.В. Лясников, в чью диссертацию перекочевало более сотни страниц из диссертации соискателя С.В. Бараненко, а в качестве оппонента Балабанов побывал на защите у депутата Госдумы Г.А. Балыхина, у которого мы нашли более семидесяти страниц с разнообразными «тараканами».

Член ЭС ВАК, профессор РЭА им. Плеханова Владимир Александрович Галанов собрал урожай из целых пяти «разноцветных» диссертантов: это Э.Н. Зейналов (а судя по работе, вовсе никакой не Зейналов, а Е.Н. Хоменко Е.Г. и ряд других лиц, спрятавшихся под общей обложкой), А.В. Шахов (он же — защитившаяся несколькими месяца ранее некая Т.А. Аксенова), Е.Н. Поликарпова (ее диссертация чудом совпадает с работой З.А. Пилипенко 2004 года), преподаватель МЭСИ О.В. Чибисов (его диссертация странным образом совпала с работой О.В. Горяйновой 2002 года), а также В.Р. Салыев (его работа чересчур похожа на защищенный ранее труд Ю.И. Кожевникова).

Эксперт ВАК Ирина Николаевна Мысляева побыла оппонентом сразу на пяти странных защитах — члена советов директоров «Роснефти» и «РусГидро» генерал-полковника С.В. Шишина; преподавателя Башкирской академии государственной службы Г.Ф. Галиевой; соискателя Э.М. Радославова; граждан А.Г. Соркина и С.А. Филимонкиной.

Путевку в жизнь «раскрашенному» диссеру М.Ю. Григорьева (странно совпавшему с более ранней работой соискателя Д.Ю. Домнина) дал член ЭС ВАК профессор Николай Васильевич Тумаланов, выступивший у него оппонентом. А завкафедрой в Московском областном институте управления Ю.Ф. Аношина, чья работа тождественна работе некоей Л.Б. Редькиной, привлекала в качестве оппонента члена ЭС ВАК профессора МГУ Кайсына Азретовича Хубиева.

Член ЭС ВАК профессор МГОУ Сергей Всеволодович Шкодинский пособил вице-президенту Федерации дзюдо Москвы Д.В. Кузнецову стать доктором наук, хотя диссертация Кузнецова неотличима от диссертации некоей Н.В. Братишко.

Эксперт ВАК профессор Орловского филиала РАГС Оксана Петровна Овчинникова приняла участие в продвижении научной карьеры преподавателя Белгородского университета Е.А. Дынникова. Полсотни страниц в его диссертации неотличимы от работы А.Ю. Бец. Та же профессор Овчинникова продвинула в ученые В.А. Полозова, который для внешнего наблюдателя идентичен некоему Д.В. Николаеву. А также генерального директора ОСОО «Олимпийский комитет России» В.Б. Сенглеева, который при пристальном рассмотрении оказывается клоном соискателя И.Д. Аникиной.

17 из 35 членов экспертного совета по экономической теории уличены нами в причастности к диссерорезному бизнесу. Не менее 34 фальшивых диссертаций, как показано выше, прошли через их заботливые руки. У кого-то остались альтернативные гипотезы, почему начальник отдела ученых степеней С.В. Игнатьев оберегает от внимания «посторонних» заседания этого совета, как Кербер — вход в Аид?

Продолжение следует

Последние публикации

Михаил Гельфанд
Открытая лекция. Ответы на вопросы слушателей
Как реформа высшего образования повлияла на активность аспирантов
Инна Серова
Несмотря на приказы министерства, регалии «разжалованных» ученых продолжают «светиться» на официальных сайтах